Долой гримасу сталинизма!

Dec 14, 2011 01:58

Как известно, в 1939 году в Советском Союзе были учреждены Сталинские премии. Их вручали за достижения в двух крупных категориях: в области науки, военного дела и изобретательства, и в области литературы и искусства. Для развития темы неважно, на какие степени делилась эта премия и какие суммы составляла. Весьма по тем временам внушительные.

Я остановлюсь на искусстве. Первое присуждение премии состоялось в 1941 году. Её получили: 8 музыкантов и композиторов, 8 живописцев, 6 скульпторов, 11 архитекторов, 8 деятелей театрально-драматического искусства, 10 деятелей оперы, 8 деятелей балета, 6 писателей-прозаиков, 8 поэтов, 6 драматургов, 1 литературный критик, а также - минуточку внимания - 86 (восемьдесят шесть) деятелей кинематографа. Да, они не получали премию целиком; всего «за кино» было присуждено 25 премий, которые делились, например, на режиссёра, автора сценария, композитора, исполнителей главных ролей, оператора. Но восемьдесят шесть - это восемьдесят шесть.

«Вы должны твёpдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», - так процитировал В.И.Ленина А.В.Луначарский в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «Советское кино», № 1-2 за 1933 год, страница 10. Не надо только мне рассказывать про «пока народ безграмотен» и тем более про «кино и цирк» - я цитирую первоисточник, а не позднейшие наслоения, гм, смыслов. Иосиф Виссарионович в вопросе «главного искусства», очевидно, был верным ленинцем.

Возьмём 1942 год. Идёт страшная война, но деятели искусства всё равно получают премию имени вождя государства. 4 музыканта, 9 живописцев (считая Кукрыниксов за троих), 3 скульптора, 1 архитектор, 10 театрально-драматических деятелей, 11 оперных, 1 балетный, 4 прозаика, 2 поэта, 3 драматурга. А также 19 деятелей художественного кино и ещё 18 кинодокументалистов. Впрочем, к чести тех лауреатов нужно сказать, что в трудное для Родины время они, бывало, распоряжались полученными премиями весьма патриотично.

В дальнейшем к киношникам по охвату вплотную приблизились театрально-драматические деятели, а затем решительно вышли вперёд. В последний год вручения, 1952, 16 Сталинских премий были поделены на 104 (сто четыре) театральных деятеля. В художественном кино пять премий разделили «всего» 39 лауреатов, и ещё 23 гражданина разделили 7 премий за хроникально-документальные киноленты.

После смерти Сталина в деле раздачи государственных денег деятелям культуры случился досадный перерыв, однако в 1957 году партия и правительство начали вручать Ленинские премии (больше деятелям науки и техники, хотя и служителям искусств тоже доставалось), а в 1966 - учредили ещё и Государственную премию СССР. Сталинского размаха они не повторяли, однако доставалось всем: и композиторам, и художникам, и артистам театра и кино, и режиссёрам. В 1990 и 1991 году их присуждали весьма скупо, но до того с середины 1970-х ежегодно присуждалось от 15 до 25 Госпремий, которые иногда делились.

А кроме премий были ещё различные приятности вроде званий Заслуженных и Народных артистов/деятелей искусства республиканского и всесоюзного уровня, не говоря уже обо всяких орденах-медалях.

Я к чему развёл всю эту преамбулу. Я не знаю других стран, где бы деньги государственного бюджета в промышленных масштабах дарились деятелям культуры и искусства (в дополнение к государственному же финансированию профессиональной деятельности многих из них). Да, кое-где могут присвоить титул «сэра» или там наградить орденом «Почётного легиона». Но раздавать деньги налогоплательщиков представителям арт-бизнеса не приходит никому в голову. Если они достойные представители - они сами себе зарабатывают на зависть трудящимся массам. А если они так себе деятели - капитализм поворачивается к ним своим звериным оскалом. Полная свобода.

Да, в США, например, у киношников есть «Оскар». Но что это? Это ж по сути своей корпоративный междусобойчик - коллектив заслуженных деятелей кино (Киноакадемия США) распределяет статуэтки другим, менее заслуженным, но активным деятелям кино. Государство в этом не участвует.

В новой демократическо-капиталистической России былого советского размаха нет; однако по традиции партия (одна за другой) и правительство присуждают по три Государственные премии в области литературы и искусства (интересно, чем таки в данном контексте литература отличается от искусства?). Ордена и почётные звания тоже присуждают, хотя толку от них ныне, говорят, стало заметно меньше.

Что мы имеем в результате непродуманной сталинской политики, с которой не смогли расстаться КПСС и Советское правительство и в послесталинское время? Мы имеем значительную прослойку деятелей культуры и искусства, прежде всего театрально-кинематографического происхождения, которые, будучи на протяжении многих лет всячески обласкиваемыми вербально и материально, возомнили о себе невесть что. С ними как с писаными торбами так носились в прежние времена, что помрачившийся рассудок многим из них, видимо, сообщил, что они являются чуть ли не оракулами.

Вот артистка Лия Меджидовна Ахеджакова - Заслуженная артистка РСФСР с 1970 года, Народная артистка России с 1994, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Вот артист Олег Валерианович Басилашвили, Заслуженный артист РСФСР с 1969 года, Народный артист РСФСР с 1977, Народный артист СССР с 1984 года, кавалер советского ордена Трудового Красного Знамени, российских орденов Почёта и «За заслуги перед Отечеством» целых двух степеней, IV и III.

Вот, простигосподи, актёр и режиссёр Никита Сергеевич Михалков, лауреат премии ленинского комсомола 1978 года (была, кстати, и такая), Народный артист РСФСР с 1984 года, трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации (за «Ургу», «Утомлённых солнцем» и «Цирюльника») и кавалер аж трёх орденов «За заслуги перед Отечеством» - IV, III и II степеней.

Однако какое все эти бонусы имеют отношение к способности граждан рассуждать о путях развития российской государственности? С какой стати режиссёру можно за государственный (хотя бы и отчасти) счёт снимать свою, маразматическо-бредовую версию Великой Отечественной? С какой стати обществу надо прислушиваться к мнению сколь угодно заслуженных режиссёров и актёров или, например, художников и музыкантов, о том, как следует расценивать великую историю великой России, что должно, а что не должно происходить в политической и экономической её жизни, если они в жизни не изучали ту же историю (сверх среднешкольного курса), равно как и философию, право, менеджмент, теорию управления, статистику, да хотя бы элементарный бухучёт?

Артисты берут эмоциями - здесь раскрывается их профессиональный талант. Но если абстрагироваться от эмоций, окажется, что Лия Меджидовна в своём знаменитом предвыборном видеовыступлении безотчётно несёт чушь если и не вселенского, то всероссийского масштаба. А люди, которые выложили этот ролик в сеть и всячески его пропагандируют, либо не понимают, что выставляют пожилого и официально заслуженного человека идиотом-маразматиком, либо отлично это понимают, просто цинично ведут свою пропагандистскую антироссийскую войну.

Мнение музыканта Юрия Шевчука о развитии демократии, свободы слова или сохранении Химкинского леса интересует меня ничуть не больше мнения по этим вопросам операторов Сбербанка, водителей троллейбусов, ДЭЗовских сантехников или таджикских гастарбайтеров-дворников. Более того, мнение старого друга Андрея А. интересует меня по этому поводу гораздо больше - ибо я точно знаю, что у него в голове тараканов нет.

Взять последний пример: режиссёр Александр Сокуров, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации с 1997 года, Народный артист России с 2004. Кстати, в отличие от большинства коллег по художественному цеху, он ещё и дипломированный историк - окончил в 1974 году Горьковский госуниверситет. И стоило этому деятелю получить вчера высокую награду Японии, а именно «Орден восходящего солнца», как этот гражданин России немедленно предложил правительству Российской Федерации «отдать японскому народу прекрасные земли, принадлежавшие им», а средства массовой информации Российской Федерации радостно разнесли его слова по всей стране.

Я аккуратно скажу. Ещё живы некоторые из солдат победоносной Красной Армии, поливавшие эти «прекрасные земли» своей кровью, а ещё больше живо детей воинов-победителей. Безусловно, мнение какого-то режиссёра по вопросу островов для меня ничуть не весомей мнения любого другого работника умственного или физического труда. Исключительно с энтомологической точки зрения интересно, до какого предела можно быть циничным и бессовестным моральным уродом, чтобы позволить себе - гражданину России - выступить подобным образом?

Надо, надо уже, наконец, покончить со сталинизмом в отношении к артистам. Не с надуманным, а с самым что ни на есть реальным наследием «тоталитарного прошлого». Лицедеи, владеющие искусством надевать на себя маски иных физических лиц, художники, способные умело накладывать краски на холст, музыканты, умеющие складывать ноты, перебирать струны и душевно хрипеть в микрофон - в массе своей не являются ни умом, ни совестью нации. Разумеется, среди них есть исключения, вызывающие у меня глубокое уважение - но их голос трудно расслышать в вакханалии голосов, о которых я говорю.

В связи с вышеизложенным не могу не привести высказывание знаменитого американского актёра Брэда Питта (государственных премий, почётных званий и орденов, естественно, не имеющего), опубликованное в американском же журнале «Time» 13 октября 1997 года:

«You shouldn’t speak until you know what you’re talking about. That’s why I get uncomfortable with interviews. Reporters ask me what I feel China should do about Tibet. Who cares what I think China should do? I’m a fucking actor! They hand me a script. I act. I’m here for entertainment. Basically, when you whittle everything away, I’m a grown man who puts on makeup».

В моём переводе эта фраза выглядит так:

«Не стоит говорить о том, в чём ты не разбираешься. Вот почему интервью доставляют мне дискомфорт. Журналисты спрашивают у меня, что, по-моему, Китай должен сделать с Тибетом. Кому какое дело до моего мнения о том, что должен сделать Китай? Я блять актёр! Мне дают сценарий. Я играю. Моё дело - развлекать. В общем, если убрать всё лишнее, я просто взрослый мужик, который ходит в гриме».

Вызывающая сугубое уважение точка зрения действительно взрослого здравомыслящего человека, знающего себе цену и отдающего себе отчёт в том, что он, кто он и где он. Отличный заокеанский пример для впавших в тяжкий грех гордыни «развлекателей» России.

В общем, в отношении деятелей культуры и искусства прошу считать меня антисталинистом.

Если мой пост вам понравился, вы можете поблагодарить меня за мой труд любым доступным способом.

государственная премия, сталинизм, Брэд Питт, Ахеджакова, Михалков, сталинская премия

Previous post Next post
Up