В связи с произошедшей в египетском небе авиакатастрофой в России объявлен траур, и телеканалы внесли изменения в свои сетки вещания. В частности, Первый уже вчера вместо шоу «Голос» показал «Холодное лето пятьдесят третьего...».
Фильм специфический и, безусловно, внёсший свою весомую лепту в формирование в обществе определённого, так сказать, «перестроечного» восприятия т.н. «сталинских репрессий». Пожалуй, впервые на отечественном экране появились «как настоящие» (по отзывам знатоков вопроса) уголовники, лишённые малейшего шарма пресловутой «блатной романтики». Но главное, конечно же, - великолепная актёрская игра Приёмыхова (Лузги-Басаргина) и Папанова (Копалыча-Старобогатова), отмеченная в 1989 году Государственной премией СССР. Для Папанова, как известно, эта роль стала последней в кино.
В этом фильме есть трогательная сцена: Басаргин приносит родным Старобогатова его нелепые очки. Всё, что осталось, последняя память о сгинувшем в лагерях муже и отце.
Очки Старобогатова в руках Басаргина-Приёмыхова. Кадр из фильма.
По моему личному мнению - сцена сильная. Потом, выяснение с сыном - уже не то, трэш по-огоньковски, а вот кадры с женой Старобогатова - отлично сняты. Искренне считал этот момент удачной находкой сценариста Эдгара Дубровского и режиссёра Александра Прошкина.
Это преамбула.
Я как-то уже говорил, что старые книги, ставшие вдруг ненужными, у нас в доме на помойку выносить сразу не принято. Сначала - на специальный стол в подъезде. Может, кого заинтересуют.
Чаще, конечно, лютый шлак выкладывают, вроде репринтов середины восьмидесятых по очищению организмов от шлаков или там карманных дамских романов. Однажды обнаружил прижизненные издания Маяковского. А иногда - просто книжки. Потёртые и зачитанные, бывает, и с недостающими страницами.
А я не гордый, мне необязательно, чтоб книжка новая была. Я на автора смотрю, на тему; если интересность потенциальная усматривается - беру да читаю; в конце концов, всегда можно вернуть её обратно на стол в подъезде.
Несколько лет назад именно таким образом в моих руках оказался толстый (больше 1000 страниц) роман Сергея Николаевича Голубова «Когда крепости не сдаются», написанный в 1950-1953 годах. Роман про жизнь и смерть генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.
Кстати, в нём отражена (далеко, впрочем, от подлинной канвы событий) героическая оборона Брестской крепости, к которой Карбышев имел отношение чуть ли ещё не до исторического материализма. Здесь я зацепился за знакомую фразу, которая сразу же всплыла из глубин моего подсознания:
Оборона этой крепости прекратилась потому, что некому было больше защищать её. Брест не «капитулировал» и не «пал» - он истёк кровью.
Но я не об этом.
По роману товарищи-коммунисты из разных стран предпринимают усилия по сохранению жизни пленённого генерала Карбышева и пытаются его спасти. Февраль 1944. Хитрым образом в посылке женевского Красного Креста для него в лагерь присылают очки.
Только стёкла оказались неподходящими. Куда девать очки? Дмитрий Михайлович сказал Мирополову:
- Возьмите-ка эту штучку...
- Да как же? - удивился майор, - а вы...
- У меня пенсне.
- Да у него же машинка испортилась...
- Верно...
Карбышев подумал.
- Всё равно. Поздно носить очки. Умру с пенсне. Возьмите! Если вам случится попасть в Москву, - зайдите ко мне... то есть к ним... туда, на Смоленский бульвар. Отдайте жене. Будет им, бедным, маленькая радость...
Может, это всё, конечно, и совпадение, и я киноневежа, а доставка мемориальных очков - стандартный сюжетный ход. Но лично я, прочитавши данный эпизод, по-былинному крякнул и подумал: ай да Дубровский с Прошкиным, ай да сукины сыны. Ловко же у них к рукам прилипает, что плохо лежит.
Когда «Холодное лето» вышло на экраны, до появления телесериала «Сволочи», снятого режиссёром Атанесяном по псевдодокументальной повести Кунина, оставалось 18 лет. В нём искусство творческих манипуляций деталями развернулось во всю ширь: абсолютно исторически достоверная деталь - привлечение подростков к диверсионно-разведывательной деятельности - была использована, так сказать, с точностью до наоборот. На самом деле из советских подростков сволочей-диверсантов пытались делать соответствующие службы гитлеровцев; командование же Красной Армии предпринимало целенаправленные усилия по исключению участия несовершеннолетних в боевых действиях, из-за чего «сынов полка» было не так уж и много. Но «творцы так видят».
Увы, прошлое неспособно защитить свою честь самостоятельно; государство же наше так и мается шизофренией, пытаясь одной рукой развивать патриотизм и бороться с искажениями исторической правды, другой же - занимаясь ровно противоположным: возвеличиванием солженицынщины и оголтелой диффамацией сталинского периода истории СССР.
PS: А книжка про Карбышева есть
на Милитере, добротная.
Если мой пост вам понравился, вы можете поблагодарить меня за мой труд
любым доступным способом.