Я начал практику медитации сравнительно недавно. В октябре прошлого года... Поначалу у меня было много вопросов и сомнений, и я серфил инет в поисках практических советов. Я не нашел ничего, похожего на живой опыт, кругом одни рерайты и копипасты, дающие общие наставления, которых и так полно
в буддийских и йогических писаниях. Поначалу я просто думал пообщаться на форуме, задать несколько вопросов, поделиться ощущениями. Но не получив вразумительных ответов, задумал просто выкладывать описания своих переживаний в интернет. Потом я подумал, что записи нужно собрать в одном месте, упорядочить их, чтобы самому было удобно найти и проанализировать необходимую запись. Так и появился дневник медитаций. Теперь любой желающий может ознакомиться с ними. Надеюсь, кому-то они помогут избежать моих ошибок, может кто-то прокомментирует их или посоветует что-нибудь дельное. Вобщем, полезная это штука:).
Для тех, кто опаздал... Или для тех, кому лень читать всё с самого начала.
Метод медитации, который я практикую, называется анапанасати (памятование о дыхании). Суть метода- в удержании ума на том месте, где движение воздуха при дыхании более отчётливое. В моём случае- это кончик носа. Я медитирую сидя. Так как мои колени не достаточно гибкие, то вместо падмасаны (позы лотоса) я использую ваджрасану (алмазную позу). В этой позе колени находятся на полу, а задница на пятках. Чтобы эти самые пятки не отсидеть можно использовать подушку или низкую скамью.
Итак, обо всем по порядку. Около двух месяцев я практиковал счет дыханий. Этот метод считается наиболее эффективным для развития концентрации. Подсчитываем выдохи или вдохи от 1 до 10. Затем повторяем цикл. Если сбиваемся, отвлекаемся,- начинаем с 1. Во время счёта я направлял ум на кончик носа. Я следил внимательно, чтобы не пропустить ни одного вдоха или выдоха. Через некоторое время я смекнул, что нужно удерживать в памяти предыдущую цифру,- тогда не собьешься со счёта. Достигнув совершенства в практике счёта, я заметил, что он мешает более глубокому успокоению ума. Поэтому я оставил его. Теперь я просто практиковал направление и удержание ума на кончике носа. Поначалу картинка скакала и постоянно изменялась. Ощущения движения воздуха были неявными. Но вскоре я догадался, что чем больше я прилагаю усилий, тем хуже результат. Тогда, я начал применять метод отпускания напряжения в уме. Я делал выдох, расслабляя тело и позволяя уму блуждать. К моему удивлению, ум никуда не направился. Ему дали свободу, а он стоит, не зная куда идти! После такой передышки ум хватается за всё, что ты ему не подсунешь! Глубже расслабление - глубже концентрация. Так я практикую по сей день.
Немного о целях и терминах
Целью медитации является достижение просветления (аннутара-самьяк-самбодхи). Оно достигается через через осознание чистоты собственного ума (самадхи), которое достигается через погружение (дхьяна). Чтобы достичь дхьяны, необходимо убрать пять препятствий: желание чувствования, недоброжелательность, лень и апатию, беспокойство, неуверенность; а также развить пять факторов: направление ума (витака), удержание ума (вичара), радость (сукха), восторг (пити), однонаправленность ума (экагата). На пути к дхьяне встречаются два заметных ощущения: пратьяхара (уклонение) и дхарана (сосредоточение). Пратьяхара- это отключение чувств. Оно известно всем. Сколько раз, задумавшись о чем-то мы не замечали того, что происходит вокруг. Это пратьяхара. Дхарана - это ощущение изчезновения тела с сопутствующими последствиями. Среди них, ослабление идеи эго, единение с объектом медитации, прекращение внутреннего диалога, радость и т.д. Про дхьяну ничего толкового не скажу, до неё ещё добраться надо.
Ну, вот, впрочем, и всё.