КОГНИТАРИАТ

Mar 17, 2020 20:37

Выход за пределы коллективизма - выход в общество, то есть осознание общественного интереса.
Проблема диктатуры бюрократической иерархии - в подавлении свободы воли.
Проблема диктатуры торговой иерархии - в ограничении свободы воли сферой потребления.

Пролетариат исчерпал свой потенциал для развития общества. Пролетариат превратился в класс потребителей. Это вполне закономерно, так как в основе пролетарского мировоззрения мы находим инстинкт потребления в форме борьбы за лучшую жизнь как у господ. Поэтому оказалась возможной конвергенция социализма и капитализма в общество потребления. Наёмному работнику без разницы, кто отчисляет ему долю прибавочной стоимости - капиталист или государство, глобальная корпорация или госкорпорация. В этом и заключается отчуждение труда - наёмный работник видит смысл труда и своего существования в целом лишь в потреблении. (Впервые в истории пролетариат наедается досыта, к великому раздражению номенклатуры левых партий и сект. https://new-rabochy.livejournal.com/337652.html).

В обществе потребления господствует мировоззрение потребления. Не всякий мотив поведения человека становится общественно приемлемым, если в его основе лежит инстинкт потребления, но лишь тот, который не нарушает общественную систему. Инстинкту потребления подчиняется даже исходный инстинкт доминирования, ибо власть служит для потребления и сама потребляется как общественный продукт. Следовательно, сами иерархии, бюрократическая и торговая, погружены в болотистую тину мировоззрения потребления. Инстинкт доминирования есть производное инстинкта потребления, ибо объединение обезьянолюдей в общины хотя и наследовало стадную структуру, но было обусловлено осознанием необходимости выживания.
https://8nity.livejournal.com/35731.html "Если только "борьба за существование" принимается в качестве ПРИНЦИПА существования общества - обезьяна побеждает человека. Всегда и безусловно."

Познание в настоящее время осуществляется якобы по заказу общества потребления. Но познание, то есть добыча новой информации, есть открытие ранее неизвестного и, потому, не может быть предметом заказа. Нельзя заказать то, не знаю что и искать там, не знаю где. Поэтому познание опережает общественную практику, если последняя не ограничивает практику познания до тех пор, пока не вызреет общественная потребность. Таким образом, практика познания ограничена общественной потребностью, то есть общественной практикой. Но если в обществе возникнет потребность разумного развития, то оно будет вынуждено перейти к примату практики познания относительно общественной практики.

Однако познание, формализованное в виде науки, остаётся под жёстким контролем государства и капитала. Более того, в общественное сознание постоянно внедряется страх перед безумными учёными-маньяками. А в СССР красные бюрократы больше всего боялись технократов.
Глобальный кризис перепроизводства, развитие технологий производства, которые вытесняют людей из производства, угроза демографического коллапса, деградация интеллекта, инфантилизм и возврат к фундаментализму и мракобесию делают необходимым разумное развитие общества и освобождение познания из-под контроля государства и капитала. Практика познания предшествует общественной практике, ибо социализация человека без осознания и понимания (то есть познания) невозможна.

Возникающая необходимость разумного развития вызывает появление когнитариата в рамках науки, как в своё время появился пролетариат, вытеснив или заместив сословие (гильдии) ремесленников. В результате наука раздвоится с выделением когнитариата. Наука в качестве формализованного познания под контролем капитала или государства будет противостоять новой практике познания, свободной от диктатуры капитала или бюрократии.

Наука представляет собой касту или сословие, скреплённое ещё даже более жёсткой иерархией, чем простая бюрократическая система. Эта иерархия произрастает из практики познания, которая по мере созревания глобального системного кризиса общества (социосферы) придёт к осознанию необходимости уйти от принципов консервации социосферы к принципам разумного развития согласно теории развития. Поскольку социосфера исчерпала свой потенциал развития, оказавшись в тупике потребления, постольку для продолжения её развития требуется создать ноосферу, борьба с которой будет условием развития социосферы (как борьба капитализма против социализма в своё время стимулировала развитие капитализма).

Когнитариат образует сеть обмена информацией для добычи (производства) новой информации (нового знания), точно так, как пролетариат образует сеть трудовых отношений для производства предметов потребления. И также как в случае пролетариата, который создал свою иерархию в виде диктатуры пролетариата, когнитариат должен создать свою познавательную иерархию на основе теории развития, принятой в качестве метода познания. Образовавшаяся познавательная иерархия будет противостоять старой научной иерархии в сфере создания нового мировоззрения - мировоззрения развития - как альтернативы мировоззрению потребления. Создание нового мировоззрения развития будет проводиться в рамках синтеза знания на основе теории развития, тогда как старая наука обречена вращаться, в силу своего зависимого положения от общественной практики, в сфере эмпирики и анализа на основе детерминизма и догматизма (методом слепого котёнка).

Когнитариат ныне представляет собой класс в себе, но он должен стать классом для себя. Для этого требуется осознание своего положения в сфере производства нового знания и стимулом для этого будет не потребление, как в случае с пролетариатом, а необходимость развития личности. Как указывал Каутский, пролетариат не способен сам для себя создать теорию своего освобождения. Точно также и когнитариат не может создать теорию познания, которую он получает из господствующего мировоззрения. Поэтому теория развития в качестве метода познания должна быть усвоена когнитариатом из возникающего в обществе мировоззрения развития.

Сказано: "Каждая кухарка должна научиться управлять".
Ленин: Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. ... Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления ... начато было ... немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту. (Удержат ли большевики государственную власть? 1 (14) октября 1917 г.- ПСС, 5-е изд., т. 34, с. 315). Также Ленин позже призывал: учиться, учиться, учиться.
Понятно, что эта идея научиться управлять была утопией тогда, а сейчас стала насущной необходимостью. В первую очередь требуется управлять своей рабочей силой в широком смысле этого слова. Управлять на основе свободы воли, то есть на основе осознанной необходимости. Это станет действительным освобождением труда, преодолением отчуждения труда. Посему познание должно опережать управление. Знание - сила.

Сознание человека в своём развитии проходит три этапа: сознание-самосознание-разум. Самосознание даёт лишь личный интерес, а разум - общественный интерес. Но общественный интерес формируют господствующие классы (буржуазия при капитализме и бюрократия при социализме). Поэтому переход к общественному интересу как разумному развитию всего общества есть в то же время выход из пределов общества в ноосферу. Этот вывод следует из принципа - любая система не может сама себя развивать. Если вначале она развивается благодаря противоречию с предшествующими формами, то в конце своего развития она развивается только за счёт противоречивого взаимодействия с последующей формой.
Думай глобально, действуй локально.

К. МАРКС
ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ
В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. (К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 3, стр. 1-4).
Несомненно, философы Маркса и есть наш когнитариат.
ПРОЕКТ НООСФЕРА
Previous post Next post
Up