Проблема субъект-объект в теории познания

Feb 22, 2020 23:11

Сила действия равна силе противодействия только при условии равновесных процессов, которых в природе не существует от слова совсем. Поэтому во всяком взаимодействии есть субъект и объект. Это формула полностью отвергает абсолютизацию детерминизма.
Объективная истина - миф, основанный на вере в абсолютную истину. Истина конкретна (здесь и сейчас) и субъектна, так как принадлежит познающему субъекту. В объекте нет истины.

По Ленину материя как объективная реальность, ощущается, то есть действует на чувства и потому становится субъектом, а чувства, будучи материальными, становятся объектом материи. Так как материя для сознания проявляется через чувства, то она представляется в качестве объективной реальности.

Процесс осознания Ленин описывает с помощью теории отражения. Осознание осуществляется путём производства понятий, которые являются отражением или слепком действительного мира.
В этом процессе производства понятий используется, пожалуй, самый глубинный принцип мироздания - принцип симметрии. Симметрия связана с законами сохранения, с законами отражения и всякого взаимодействия, с законами образования понятий и законами познания, а также с раздвоением на объективную реальность и субъективная реальность.
Познающий субъект противостоит объективной реальности. При образовании понятий познающий субъект становится объектом, точно так же как при отражении в зеркале правое становится левым. А возникающие понятия приобретают свойства субъекта. Поэтому после возникновения понятий познающий субъект превращается в объект, а объективная реальность - в субъективную реальность.
К слову, красноречивая цитата:
"Кажется, смысл понимали только придерживающиеся какой-то теории. Либералы видели стройную и ясную картину. Националисты тоже. Коммунисты - само собой. У кого была теория, тот владел фактами. Те покорно выстраивались в ряды, предоставляли удачные и удобные примеры. Факты странным образом зависели от слов. У кого были в кармане термины - тот под них подгребал то и сё. У кого другие термины - подгребали совсем другое. " https://ivanov-petrov.livejournal.com/2235403.html

Выход из этой ловушки - через практику. Общественная практика субъектна, ибо она преобразует мир посредством свободы воли, которая осуществляется познающим субъектом. Общественная практика сохраняла субъектность в силу косвенного примата практики познания над общественной практикой.

Итак, ленинское понятие материи как объективная реальность предполагает, что существует познающий субъект в виде общества. Отсюда переход к антропному принципу - мир без материи и человека невозможен, ибо некому будет познавать и изменять мир как завещал Маркс.
Как только современное общество потребления ликвидирует примат практики познания, то оно потеряет субъектность и уйдёт с острия развития, а вершину развития материи займёт ноосфера с приматом практики познания относительно общественной практики. Субъектность практики познания будет осуществлена посредством синтеза знания на основе теории развития как метода теории познания.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Previous post Next post
Up