(теории струн, фракталы, резонанс, хаос, детерминизм, свобода воли и практика познания)
Теория струн представляет собой систему математических построений, из которой якобы должна выводиться наблюдаемая действительность. Другими словами, это попытка с помощью формальной логики объяснить мироздание. По существу она равносильна попыткам решить с помощью формальной логики известные апории Зенона. Понятно, что апории Зенона решаются выходом из формальной логики с помощью качественного скачка через бесконечность (посредством дифференциальных уравнений).
И в том и в другом случае (которых очень много в истории познания) наблюдается аналогия (фрактальность познания), которая заключается в стремлении получить законченное, абсолютное, неизменное знание. Для того, чтобы на основе такого абсолютного знания получить абсолютную неизменную картину мира. Современная картина мира весьма подвижна - галактики разбегаются с ускорением, развитие общества ускоряется и т.п. Тем не менее исследователи пытаются (по заветам Эйнштейна) построить единую теорию всего, которая якобы должна определять развивающийся мир. Таким образом, мы наблюдаем проявление детерминизма, но этот детерминизм относится не к самой теории, а к сфере её интерпретации. Следовательно, надо отделять теории и детерминизм. Детерминизм - это формальное применение теорий, то есть абсолютизация теорий, хотя у каждой теории есть сфера её применимости. Поэтому для теории струн нужно определить её место в развивающемся мире.
Теория струн формально описывает предшествующее Большому Взрыву состояние мироздания, которое имеет многомерную структуру. В ходе развития теории и всяких расчётов осталось пять вариантов теории, которые, возможно, представляют собой пять срезов одной М-теории (Мать-теория. Как в том анекдоте - с помощью лома и какой-то матери).
Однако М-теория в качестве единой теории всего возможна при неизменности неких параметров. Как только параметры получают возможность изменяться, то в силу положительной обратной связи (резонанса) возникает бесконечное множество теорий струн (как оценивают, их количество больше числа элементарных частиц в нашей Вселенной). Очевидно, что такое состояние мироздания соответствует Хаосу. В Хаосе закон и случай не отделимы. Столкновение различных закономерностей привело к выделению некоего главного закона (теории или соотношению параметров), которому все остальные закономерности противостоят в образе случая. Таким путём из Хаоса возникла Виртуальность. В этой системе представлений М-теория в качестве единой теории всего (при условии неизменности неких параметров) соответствует Покою.
Современное познание приблизилось вплотную к пониманию противоречивости бытия, но не может в принципе совладать с противоречивостью в рамках формальной логики. Согласно теории развития мироздание объясняется развитием конкретной сети противоречий. Абстрактная сеть противоречий имеет структуру фрактала, то есть формально не ограничена ни сверху, ни снизу. Получается дурная бесконечность, говоря словами Гегеля. Однако системное качество накладывает ограничения.
Сеть противоречий устроена таким образом, что развитие противоречия А соответствует одному из трех этапов развития противоречия B более высокого порядка и одновременно соответствует трем противоречиям C,D,E более низкого порядка, которые являются тремя этапами развития противоречия А. На рисунке сеть противоречий для наглядности развернута в плоскости, однако правильнее представлять ее в виде одной линии развития, обладающей структурой матрешки: каждое противоречие объемлет три противоречия низшего порядка и вместе с двумя другими одно порядковыми противоречиями покрывается противоречием более высокого порядка. Низко порядковые противоречия достигают гармонии раньше, чем противоречия более высокого порядка, хотя возникли позже последних. Это обстоятельство свидетельствует о существовании переломного пункта в развитии сети противоречий. В самом деле, сеть противоречий имеет нисходящую ветвь, когда рождаются противоречия все более низкого порядка, и восходящую ветвь, когда достигают гармонии противоречия все более высокого порядка.
Конкретная сеть противоречий представляет собой теоретическую модель развивающегося мира. В самом общем или глубоком виде мироздание предстаёт как противоборство упорядочивания и беспорядка (абсолютной свободы). Это противоборство обобщается в виде понятия системности или системного качества. По-видимому, это понятие системности или системного качества является самым фундаментальным понятием в рамках Космоса, к которому необходимо обращаться при объяснении развития форм Космоса - Покоя, Бытия и Порядка. В Покое системное качество подавляет движение (изменения). Покою отвечает единая М-теория. При переходе из Покоя в Бытие движение освобождается от примата системного качества, но последнее противостоит хаотическому движению в виде взаимодействия. В результате возникает состояние мироздания в форме Хаоса. Этому состоянию мироздания отвечает бесконечное множество теорий струн. Из Хаоса возникает Виртуальность, в которой закон обладает приматом относительно случая. Теория струн для Виртуальности должна учитывать случай. Но случай противоречит формальной логике. Поэтому возникновение Большого Взрыва (который является первым революционным раздвоением мироздания) не подвластно формальной логике и теории струн, а требует применения диалектики и учёта системного качества.
В данном пункте очевидна ущербность современного познания, которое абсолютизирует формальную логику и отвергает противоречивую сущность мироздания. Наш мир соткан из противоречий, фракталов, резонансов и аналогий. Каждая система развивается под управлением движущего противоречия, занимает определённое место в мироздании, но испытывает при этом воздействие всяких иных противоречий. Поэтому познание объекта требует синтеза знания. Синтез знания возможен только под контролем теории развития, применённой в качестве метода познания.
Абсолютизация формальной логики в познании приводит к тому, что развитие материи предстаёт в качестве чуда. Отсюда прямой путь к абсолютизации закона в образе бога и к детерминизму, то есть к превращению человеческой личности в объект обстоятельств и к теоретическому отрицанию свободы воли.
Поэтому возникает вопрос - практика познания для свободы воли или свобода воли для практики познания? Что первично - свобода воли или практика познания, кому принадлежит примат? Поскольку свобода воли есть осознанная необходимость, постольку она есть следствие практики познания, хотя практика познания направлена против свободы воли. Налицо противоречие внутри познания. Тем не менее познание может развиваться только благодаря свободе воли.
Практика познания есть продукт общественной практики, но эта общественная практика формирует такое познание, которое теоретически отвергает свободу воли, то есть практика познания теоретически подрывает основу познания. Это соотношение познания и общества означает, что познание есть служанка общества.
Наблюдаемый кризис общества требует разумного развития общества, что приводит к необходимости создания нового познания, создания новой практики познания.
Вывод. Практика познания должна раздвоиться с образованием новой практики познания под контролем свободы воли на основе теории развития. Новая практика познания станет субъектом разумного развития. В сущности социосфера для сохранения себя вынуждена создать ноосферу. Ноосфера будет не столько управлять и контролировать социосферу, сколько создавать условия для разумного развития социосферы, погружающейся на наших глазах в общество потребления.
Что касается разумного развития, то в СССР в эпоху застоя красные бюрократы больше всего боялись не капиталистов, а технократов, так как последние подрывали основной принцип их власти - я начальник, ты дурак. Поэтому после развала СССР красные бюрократы успешно превратились в капиталистов и практически ликвидировали науку в РФ - наука дышит на ладан, а мракобесие процветает. Сбылась мечта идиотов.
Размножение информации приветствуется, ибо это необходимое условие развития Живой Природы. Мы в ответе за тех, кого приручили.
ПРОЕКТ НООСФЕРА