Dec 09, 2010 02:13
Новый альбом Максима Кантора «Вулкан» был представлен на выставке в Центральном доме архитекторов.(Понять-объяснить почему такая выставка однодневная не могу.)
Политическая сатира в наши дни, художник - социальный мыслитель … И всё это не видимость, не напоказ, не к моменту сделано, а подлинно осмысление ХХ века. Такая потребность понять, изучить, запомнить;
такое умение анализировать, видеть конкретные факты истории в связи и зависимости друг от друга; такое решение «припечатать» языком искусства; средствами гротеска, техникой офорта передать суть и образ жестокого века. Сказано «век волкодав», вот и всмотритесь в него.
Офорты великолепны, мысль их заострена, ясна, линии энергичны, стремительны. Всем всё понятно, как если бы массовая культура и высокий стиль столкнулись во встречном движении. Русская судьба на фоне войн и революций: жертвы смотрят с вызовом, тираны в беспамятстве. Герои, нет конечно же, антигерои - не исторические личности, а временщики в истории народов.
Экспозицию дополнила одноактная пьеса Максима Кантора «Эхо России».
Режиссер Дмитрий Волкострелов отлично почувствовал особенности этой сатиры, гротеск которой предельно укоренен в реальности, поэтому его артисты вели диалог в импровизированной радиостудии с той неподдельной непринужденностью, которая в контексте с узнаваемой бессмысленностью эфирного штампа не только делает всё это смешным, но и заставляет зрителя остро ощутить свою причастность к миллионам «с лапшой на ушах».
«Как переделать Россию за два курортных сезона?» Вопрос интересный, и на него отвечает «известный политолог и публицист Лев Московкин». Отвечает уверенно и небрежно, раздумчиво и с сомнением, но главное он смело принимает любой звонок в прямом эфире. Дальше больше - «проституция, конституция, реституция …» - веселая пародия на радио-шоу постепенно заваливается в полнейшую фантасмагорию. «Виктор Кукиш не знает европеец он или нет, интересуется, когда Россия станет Европой?», и хотя гость затрудняется назвать точную дату, ему известно «как стать европейцем за пять минут». .. «Трусы из Милана», визы, туристы и снова трусы…- речь его окончательно теряет какой-нибудь смысл. «Россия - часть Европы!», «Россия никогда не будет Европой!», пафос сменяет отчаяние, он кричит, он плачет и падает со стула.
Вот уж действительно «жить стало лучше, решительно веселее.»
И на этой оптимистической ноте мы оставляем сердитый тон сатиры - наступает момент для прямой речи автора. На выставке продавали новую книгу Максима Кантора «Совок и веник». Её хочется цитировать, язык прост и афористичен, но важен контекст и атмосфера. Рассказы очень разные, правдивые и пронзительные, насмешливые и нежные, есть и совсем (на мой взгляд, недопустимо) грубые, но цемент, который все связывает - личность
автора, вызывает чувство уважения и восхищения. И вот почему.
Максим держится одиноко и достойно, отдельно от моды, которая всегда навязывает свои задания и стиль поведения. Ему это легко дается, мне кажется. От Бога у него талант и художника и писателя, а понимание того, что любовь Бога требовательна, от папы философа. Если Карл Моисеевич Кантор повлиял на всех, кому выпало счастье у него учиться, работать с ним и даже просто быть знакомым, понятно в каких палящих лучах находился с детства Максим. Отец привил ему привычку думать и научил мыслить. Так с этой привычкой, по отцовской этике Максим и живет, и работает. Он сам пишет, что его тема - «судьба думающего человека в государстве».
Закончу двумя цитатами из книги.
Максим пишет об отце: «Он говорил так: время всякий человек чувствует и проживает по-разному - для иных существует окоп времени, в окопе они пережидают свою жизнь; для кого-то есть волна времени, на её гребне они добиваются успеха; но некоторым дано чувствовать весь океан времени, всё его необъятное пространство, его движение и его бури.»
В разделе «Стихотворения» есть такие строки Максима:
Нам эту стену не пробить,
Но будем биться лбом.
Нам этот ров не переплыть,
Но всё же поплывём.