Oct 10, 2019 15:22
Пьер Рамо, врач и грамматист XVI века, попал на страницы Александра Дюма, тех романов французского писателя, которые посвящены эпохе религиозных войн во Франции.
Рамо был убит в Варфоломеевскую ночь в Париже, в 1572 году, когда европейцы очередной раз решили, что самый верный способ уничтожить идею - это убить всех носителей. Существует версия, что протестантский мир отличается от католического как две разные цивилизации, потому гениальный проект вырезать всех протестантов во Франции в одну ночь - проявление конфликта цивилизаций, которые не могут терпеть друг друга в едином пространстве. Дата Варфоломеевской ночи - 24 августа - иначе зазвучала после появления праздника Незалежности Украины, который с 2014 года отмечается усиленными обстрелами мирных городов Донбасса, но это оттенок современный, в ту давнюю эпоху дата имела исключительно внутриевропейское значение.
Погибший в Варфоломеевскую ночь Пьер Рамо занимался исследованием памяти, и изобрёл способ запоминания, отличный от классического, по топосам, известного со времен Цицерона. Рамо предложил запоминать нужные сведения, устанавливая их внутреннюю связь, логическую систему, в которую они входят, и это был переворот, создавший мир, в котором мы живём, одно из тех незаметных открытий, которые делят историю на до и после.
Кроме того, Рамо был грамматистом, и в таком качестве сделал открытие, которым мы пользуемся до сих пор, а именно: он установил, что в предложении есть подлежащее и сказуемое.
И наконец к этимологии. Как пишет Фуко, этимология у Рамо означалюет поиски не изначального смысла слов, но как раз внутренних «свойств» букв, слогов и, наконец, целых слов (Слова и вещи, с. 71). Слова изменяются не по смыслу, а следуя характеристикам самих букв - это инопланетный мир, который трудно представить, но который был не так далеко во времени и пространстве.
память,
Фуко,
этимология,
Рамо,
Варфоломеевская ночь