Философия мифлогии Шеллинга - грандиозное явление в сфере человеческого духа. Он великолепен, попросту говоря. Хотя архив Шеллинга погиб в Мюнхене во время бомбежек города союзниками в 1944 году, шеллинговедение переживает последние 30 лет настоящий ренессанс, и к творчеству философа обращаются постоянно. Лекции по философии мифологии изданы в России в 2013 году, есть на сайте Платона.нет:
https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/shelling_filosofija_mifologii/12-1-0-4008 Первые несколько лекций из введения я прочитала в 2015 году, и это однозначно была книга года. Восхищенные бессвязные выкрики по этому поводу можно прочитать в этом блоге по тэгу "Шеллинг", начиная отсюда:
https://ninaofterdingen.livejournal.com/446685.html Сегодня хотелось бы немножко более связно о сукцессивном политеизме.
Шеллинг пишет (длинно и умно, советую всем прочитать самим), что мифология - это не аллегория, не искусство, не замаскированная наука, мифология - это истории о богах, об их рождении и появлении буквально. Мифология есть теогония.
Мифология - процесс, идущий в сознании. Однако его особенность в том, что в отличие от восприятия, фантазии, игры ума мифология не субъективна. Мифология объективна в высшей степени. Некий коллектив людей разом, внезапно, осознает существование некоего бога, его имя, функции, способы почитания. Это явление схоже с появлением языка - из ниоткуда и всегда в готовом виде. Мифология и язык определяют ценности общества, то есть все его возможности и варианты развития, все способы социального взаимодействия людей в рамках единой структуры... Боги и язык по Шеллингу определяют этнокультурную общность.
Смена богов означает большие перемены в общественном сознании, которые сказываются на всех уровнях, от личного до группового. Меняются понятия о хорошем и плохом, правильном и неправильном, красивом и некрасивом, должном и запретном. Смена божеств - всегда глобальные потрясения в социуме, личном и коллективном сознании. Существует не так много народов, которые поклонялись бы одному богу и не знали бы других. Мифология принципиально политеистична.
Шеллинг различает два вида политеизма: политеизм одновременный и последовательный, или как он называет это сукцессивный. Одновременный политеизм, ясное дело, означает поклонение множеству божеств одновременно. Сукцессивный политеизм означает поклонение одному богу в одно время, но смену этого верховного божества во времени.
Продолжение следует