Apr 15, 2019 16:57
Известный теоретик культуры Вальтер Беньямин в статье "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" (1936) дал общераспространенное ныне определение ауры, которую теряет тиражируемое произведение искусства.
Вопрос, который поставили перед теорией искусств фотография и кино, был следующий: чем же отличается оригинал от копии, которая может воспроизводить произведение миллионными тиражами, полностью сохраняя его цвет, форму и размер? Беньямин отвечает - аурой. Что же такое аура? В общераспространенной версии - это подлинность произведения, определяемая тем культурным контекстом, в котором оно было создано. Однако не только это.
Беньямин пишет, что первоначально любое искусство было религиозным или магическим. Предназначение предмета искусства было исключительно культовым. Статуя Венеры могла быть красивой или некрасивой, это не имело значения, она изображала богиню и стояла в храме именно в этом качестве. Далее, Беньямин пишет, что как предмет культа, произведение искусства создавалось как доступное не всем и не всегда - религиозные изображения показывали во время религиозных праздников, а некоторые из них видел только жрец раз в год во время какой-нибудь церемонии. Таким образом, недоступность предмета искусства для множества людей и его религиозное предназначение - субстанциальные и функциональные признаки предмета искусства, которые определяют, что это такое и зачем. Именно эту религиозную составляющую предмета искусства Беньямин называет аурой.
Когда в результате секуляризации культуры в Европе Нового времени религия стала вытесняться из разных сфер жизни, в том числе и из искусства, стала играть большую роль подлинность произведения. Подлинность - это модификация ауры в секулярном мире, где искусство не имеет религиозного значения. Фотография и кино убивают и этот остаток ауры - после религиозности исчезает и подлинность. Когда вы печатаете снимки с фотопленки, не имеет значения, какой из снимков подлинный. Воздействие искусства полностью меняет тот характер, который оно имело предыдущие тысячи лет. Это и есть культурный переворот двадцатого века, создавший мир, в котором мы живем.
аура,
Беньямин,
модерность