Чаадаевщина

Jun 25, 2014 11:21

"Когда мы, вслед за Достоевским и ориентируясь на Пушкина, повторяем, что русский человек универ­сален и что в этом его главное национальное призва­ние, мы, в сущности, говорим об Империи. Ни мос­ковскому человеку, ни настоящему интеллигенту не свойственна универсальность...

...Простой русский человек - моск­вич, как и интеллигент - удивительно бездарен к ино­странным языкам, как и вообще не способен входить в чужую среду, акклиматизироваться на чужбине. " (ц)

Империя началась не с Петра, а с Ивана Грозного или даже Ивана Великого. Московский человек и есть империя. Если уж ему не свойственна универсальность, то больше ее взять не откуда. Европа не смогла объединиться политически, то есть имперская универсальность не могла попасть в Россию из Европы, ибо никто не может дать другому чего сам не имеет. Неспособность московского человека к иностранным языкам это чисто имперская черта. Образованный римлянин не может видеть целью своих интеллектуальных стремлений изучение варварских наречий, это эдуи с гельветами должны учить латынь, и выучат, будьте покойны.

Павич в свое время подметил это. Он писал, что сербы неспособны к иностранным языкам потому что в средние века сербский был языком культуры и религии для нескольких народов, это англичанам и французам надо было учить латынь или греческий, чтобы добраться до остатков какой-то мудрости, а у сербов всё и так было на своем языке. Сербы в те времена были важной частью православного мира. Это ощущение сохранилось у них после нескольких веков политического угнетения, сохранилось настолько, что писатель смог его выразить. Что говорить о русских, у которых всё не в далеком прошлом, а в живом настоящем.

Поразительно, как эта прослойка не чувствует, не понимает свой народ. Понятно, что они тут не удержались, а укатились на запад.

Павич, Федотов

Previous post Next post
Up