В-третьих, для развиваемой мной уже 10 лет теории стратегических циклов системы "Европа-Россия" в ХVIII-ХХ вв. [см.: Цымбурский 1995а; Цымбурский 1995б; Цымбурский 1997; Цымбурский 2003а] трилогия хартленда значима своей серией образов "России в мире", созданных высокоодаренным англичанином. Это очень важно, что их выписал представитель той нации, которая с ХIХ в., а особенно с начала ХХ в., пыталась соединить до того в истории Нового времени всегда разъединенные статусы океанического и колониального гегемона, утверждающего позиции западного человечества за пределами его метрополии (на этих путях Англия впервые всерьез столкнулась с Россией), и роль одного из фокусов собственно европейского силового расклада. (
ц)
Казалось бы,
можно так"Заняв все без остатка пространство реализации собственной идеи, наш объект превращает весь остальной мир в отпечаток себя. Пытливому исследователю грех не воспользоваться этим слепком."
Нашу идею империи как государства социальной справедливости, больше не реализует никто, то есть можно сказать, что мы заняли всё пространство реализации этой идеи. Или нельзя?
Важны нам образы России в мире, созданные англичанином? Всё, что можно узнать по этим образам о европейской культуре мы, полагаю, уже знаем. Узнать что-то по этим образам о России конечно невозможно. Что еще? Зачем еще это нужно, кто знает?