"...много лет работая с бездомными, я слышу от них одну и ту же просьбу: похороните меня по-человечески. Это очень странно, но это так. Они крайне редко просят еще чего-нибудь, кроме как поесть. Но когда мы общаемся больше двух-трех месяцев, я спрашиваю: «Что тебе вообще надо?» Он отвечает: «Лиза, закопай меня как человека». Причем солидно так говорит. «С крестом похорони, забери из морга, одень по-человечески, и чтобы в могиле, чтобы не в общей, не под номером». Они живут под номерами…"
"Меня неоднократно просили перестать кормить. Писали письма, говорили, что я засоряю культурное наследие. "
"Доктор Лиза: Вот это удивительная вещь! Они же ненавидят бомжей, просто как класс ненавидят! Но если мы с тобой обсуждаем за круассанами и дорогим кофе, чем я буду кормить их во вторник, нам тут же скажут: богатые суки совсем обнаглели. И хоть мы с тобой оборемся, что на этой плитке будет вариться 60 килограммов гречки в воскресенье, они скажут: это просто потолок! Про похороны они говорят, твари! Самих бы их закопать!
Ксения Соколова: Есть такая буква в этом слове.
Доктор Лиза: Я обычно отвечаю чиновникам и прочим: «Возьмите сами, спасите, накормите, похороните без пиара». И слышу: «Не хочу. Они сами виноваты!» Но раз не хотите, тогда и меня не трогайте. У меня единственная просьба: не можете помочь - не мешайте. Сейчас я хочу, чтобы ты особо кое-что отметила в этом интервью. Это касается бездомных, я повторяю это каждую зиму. Мешает вам бомж? Вы видите, что он замерзает, вам ничего не хочется делать, но он вас страшно раздражает - позвоните мне, мы его заберем. Не обижайте их."
"Доктор Лиза: Уличная медицина - это когда врач идет к больному. Когда больных не гонят насильно в приюты, а приходят к ним и говорят: я - доктор, я не буду осуждать тебя за твой образ жизни, но постараюсь, чтобы ты никого не заразил, чтобы не навредил ни себе, ни окружающим. Поэтому давай с тобой постараемся наладить диалог.
Ксения Соколова: То есть действительно как на войне.
Доктор Лиза: Да. Такой подход принят во всем цивилизованном мире, кроме России. Кстати, обычно государство несет на себе лишь малую долю заботы о бездомных, в основном ими занимаются частные церковные и благотворительные организации."
"Соколова: За время твоей работы количество бездомных в Москве уменьшилось или увеличилось?
Доктор Лиза: Их стало в разы больше.
Соколова: Почему?
Доктор Лиза: Из-за трудовых мигрантов. Тех, кто теряет работу вместе с документами. Они не хотят возвращаться к себе в Таджикистан, Узбекистан, где вообще нечего есть. А здесь ими никто не занимается. Это колоссальная проблема."
"...в 90% случаев их ужасное, презренное положение - не их выбор, жизнь так сложилась. Благополучные люди твердят как мантру: «У меня так не сложится!» Это не так - в жизни случиться может все, что угодно. Истории моих бездомных это подтверждают. В моих книгах, где ведется учет, каких только историй нет, какие только специальности не указаны! У меня нет разве что бывших депутатов, все остальные есть. Четыре бывших журналиста, три врача. Все профессии представлены, и это подтвержденная информация."
"Обычные люди относятся по-другому. Например, мне сюда добровольцы каждый день приносят еду, я сама давно не покупаю ни крупы, ни мяса. А чиновники не понимают либо не хотят понять. Как будто они действительно бессмертны. Рождаются все одинаковыми, умирают, кстати, тоже. Голыми рождаются и голыми умирают, туда никто ничего с собой не взял, я это не понаслышке знаю. Но с чиновниками действительно что-то странное творится. Они когда попадают в систему, словно какой-то барьер в потустороннее пересекают. В своих глазах они становятся бессмертными. И их родственники тоже."
(из
интервью в "Снобе")