В один прекрасный момент правитель Милинда спросил бхикшу (монаха) Нагасену:
- Глаза - это ты?
Нагасена, смеясь, ответил:
- Нет.
Правитель Милинда настаивал:
- А уши - это ты? А нос - это ты?
- Нет!
- А язык - это ты?
- Нет!
- Но твоя личность пребывает в теле?
- Нет, вещественное тело обладает только кажущимся бытиём.
- Наверняка, твоя настоящая субстанция - разум?
-
Тоже нет!
Милинда разгневался:
- Раз зрение, слух, чутье, вкус, осязание, разум - всё это не ты,
не является твоей настоящей, имеющейся субстанцией, то где же ты
пребываешь?
Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил:
- Окно - это дом?
Милинда разозлился, но через силу ответил:
- Нет!
- А двери - это дом?
- Нет.
- А кирпичи, черепица - это дом?
- Нет.
- Ну тогда, может быть, колонны и стенки - это дом?
- Тоже нет!
Нагасена улыбнулся и произнес:
- Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стенки и колонны - это всё не дом, так где же пребывает дом?
Здесь правитель Милинда ощутил просыпание и понял единство обстоятельств,
критерий и следствий, сообразил, что они нераздельны, и их нельзя
рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию
огромного количества обстоятельств и критерий, человек также становится человеком, когда
наблюдается определённое единство обстоятельств и критерий.