1.114. Повествующая о раса (переживаемые чувства), бхава (состояние души) и карма (результат деяний) - эта Натья (театральное действо) впредь будет существовать во Вселенной.
1. 123. Для того, кто, не почтив богов сцены, будет участвовать в представлении, бесплодными окажутся все его знания, и будет он впредь рожден животным.
1. 125. Если артист, пусть и обладающий богатством и почетом, не приносит жертвы, то в результате он достигает противоположного - он всё теряет.
1. 127. Так сказав, Господь Брахма, будучи в окружении богов, приказал мне: "Исполни обряд жертвоприношения божествам сцены!"
3. 97. Церемония почитания богов на сцене абсолютно равна жертвоприношению в храме. Поэтому, не почтив богов сцены, не следует даже начинать представления.
3. 101. Если же кто-либо с беспокойным духом, без молитвы, предлагает жертву, избегая установленных правил, в таком случае он как будто бросает разум в огонь.
6. 34. Знающими Натья утверждается: бхава, явленные с помощью абхиная ("путеводные" средства выражения), создают раса.
/ Раса Покой возникает при погружении в самого себя ради конечного освобождения, оно связано с истинным знанием целей и причин и показывает путь к блаженству.
/ Раса, известное под названием Покой, достигается при следующих условиях - сдерживание органов чувств и органов действий, дух покоится в самом себе, желание блага и счастья всем живым существам.
/ Это чувство глубокого Покоя равно подходит всем, в ком нет ни страдания, ни счастья, ни ненависти, ни зависти.
/ Состояние, которое должно быть достигнуто от чувства Покоя, обозначается, как соединение с собственным "я". Все состояния, начиная с наслаждения, - это меняющиеся состояния, а Покой - предполагаемая первопричина мира объектов. И все эти меняющиеся состояния, рождаясь из причины, в ней же и растворяются. Всякое "я", обладающее побуждением, достигает меняющихся состояний, выходя из Покоя.
/ И опять, при разрушении побуждений, Покой поглощает всё.
***
"То, что называется стыд, возникает, когда сделано то, что не должно делать, и рождается от следующих вибхава: пренебрежение наставника, его неуважение, в конце концов, всеобщее неодобрение, угрызения совести и т.п. Его представляют с такими анубхава: персонаж прячет лицо, взгляд опущен, он раздумывает, чертит ногой по земле, мусолит одежду, царапает ногтем перстень и т.п.
То, что называется глупость, возникает от следующих вибхава: неспособность что-либо сделать, из-за искаженного восприятия невозможность отличить добра от зла и т.п. Его показывают с такими анубхава: не в состоянии понять, не в состоянии сказать, всегда доволен, с выпученными, как у барана глазами, всегда кому-то подчинён и т.п.
То, что называется разочарованность, возникает из-за незаконченности прежде начатого дела или бедствия, возникшего по воле судьбы. Его представляют со следующими анубхава: поиски помощи и хитроумных способов избавления от помех своим желаниям, беспокойство, вздохи и т.п. Таковы действия возвышенных и наделенных средними достоинствами характеров. Ничтожные же персонажи показывают с такими анубхава: бегают кругами, озираются, с пересохшими ртами, облизывают уголки губ, вздыхают во сне, постоянно сосредоточены на случившемся событии и т.п."
***
"Теперь же я по порядку расскажу о саттвикабхава (состояния, связанные с сознанием).
Здесь спрашивается - а что же, в представлении других бхава сознание не участвует? Только при изображении саттвика? Далее говориться - то, что здесь называется «саттва» (сознание), зависит от состояния ума. Условием для возникновения этого состояния является сосредоточенный ум, ум, погружённый в «самаддхи» (успокоенный). Природу саттвикабхава (слёзы, озноб, оцепенение, испарина и т.п.) невозможно воспроизвести, находясь в каком-либо ином состоянии ума. Воссоздание природы вселенной в Натья возможно только при условии такого уровня сознания. Какой же этому пример? - Здесь же сказано: состояния, осуществляющие назначение Натья, воспроизводя то счастливые, то несчастливые события, должны быть показаны с точки зрения безупречного сознания, т.е. в соответствии с их истинной природой. Однако, каким образом тот, кто, не будучи несчастным, сможет рыдать, представляя горе, и как несчастливый будет радоваться, показывая счастье? Только исходя из саттва. Поэтому это состояние и называется «саттвикам» (истинное). Именно сознание даёт возможность показать слёзы или озноб независимо от радостного или печального настроения исполнителя, поэтому эти состояния называются «саттва» (сознание)."
***
Итак, глава 36-ая в Натьяшастра Бхараты. Проклятие Натья:
31/ Теперь настало время рассказать, как Натья пала на это Великое Дно, нет больше возможности это скрывать.
32/ Мои сыновья, все в равной степени одарённые в использовании Науки о театре, стали смехом уничтожать все миры с помощью этой Натья.
33/ Вскоре их мастерство стало грубеть, приобретая низкие черты. Они осмелились высмеять мудрецов в присутствии многих.
34/ Следуя своей огрубевшей природе, возникшей в следствии дурного образа жизни, они представили в собрании злобную и бесславящую мудрых пьесу.
35/ Услышав такое, все мудрецы задрожали от страшного гнева и, воспламенённые огнём ярости, сказали тем Бхаратам:
37/ Если ваше знание привело вас к безумию и гордости так, что вы забыли о почтительности, значит это знание разрушительно, а разрушению способствует дурное знание.
40/ …. Ваш род будет всё хуже и хуже. Рождённые в вашем роду будут просто плясунами. Прислуживая другим, вы станете торговать вашей наукой ради поддержания своей жизни».
48/ Вы знаете, что Натья сотворена Брахмой, поэтому, мы должны постараться обучить других искусству сцены.
49/ Не погибнет эта Натья, с такими трудами рождённая, величайшая опора, величайшее благо, соединение Вед и их ответвлений.
50/ Так пусть суть Натья будет передана апсарам, пока все остальные не пройдут путь искупления.
***
...Это - руководство для актеров, режиссеров, осветителей и пр. "Натья-шастра": "Веда Театра", Пятая Веда. Датировать ее сложно, так как текст компилятивный, но по-любому есть шлоки,которым не меньше полутора-двух тыщ лет. А вы говорите - Станиславский...
...А что до зданий современного театра с их фундаментом, крышей и всей ихней испорченной человеческой и семантической начинкой "адхарма-асатья-клеша-каланка-раса", так их ямадуты утащат в ад еще до конца Калиюги, как пить дать, муа-ха-хааАА! :)