Масленица (часть 4). Медвежья.

Feb 25, 2017 17:49

О современной Масленице у нас, мы поговорили. О Масленице-Карнавалах у других народов, тоже вкратце пробежались. И выяснили, что Масленица и Сырная седьмица разные праздники.

Сегодня идем дальше в глубь веков. Масленица как праздник возникла, скорее всего, в середине 16 века и на её появление повлияла реформа церкви проводимая в то время патриархом Никоном.

По популярной, на сегодняшний день, версии Масленица это бывшая Комоедица. Утверждение верное только отчасти, причем от маленькой части и не одной.

Ком живёт в Сибири -
Край «несуеты», -
В вечном изобилье,
Вечной мерзлоты.

Сквозь леса Рифея
Кому прокричу: -
Приходи скорее -
Долг блином плачу!
Владимир Буров




КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) - один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания Медвежьего бога.

Это, наверное, наиболее точное описание праздника.
Обратим внимание на множественное число "Комоедицы". Этот праздник отмечали не только в конце зимы, но и в начале. Хотя со временем остался только весенний праздник. Это первое существенное отличие от Масленицы. Второе это наличие в обрядности медведя, который в Масленице участвует очень редко, а в Комоедице занимает основное место. Ведь праздник и назван в честь него. В честь Кома.




Ком - одно из названий медведя у славян. Есть популярная версия что современное название зверя, медведь, является иносказательным, а “настоящее” имя "Ком" нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай. На самом деле это порядочная глупость с долей истины. Ком - обычное название медведя у славян, как и Медведь, Бер, Косолапый, Мишка, Мишутка, Топтыгин. А истина в том, что, действительно, настоящее имя того, в честь кого устраивали праздник нельзя было произносить. За упоминание "Волан-де-Морта" языческих богов, а конкретнее, упоминание Велеса, христианская церковь по голове не погладила бы. Как связаны медведь и Велес мы уже разбирались.
От названия медведя - "ком", произошли некоторые современные слова и выражения. Например названия медвежьей ягоды - команика, она же ежевика. Морошка по другому зовется команицей. А выражение "впасть в кому", "коматозное состояние" идентично медвежей спячке в берлоге. Кстати и слово "берлога" тоже от одного из имен медведя - "логово бера"

Праздник Комоедица, как и Масленица проходил в определенном порядке действ.




Так же как и на Масленцу сначала готовились к проведению праздника, строили снежные горки, крепости, делали чучело Морены. В отличии от Масленицы ещё прослеживаются языческие имена и становиться за что сжигали ни в чем невиновную и ни кому неизвестную Масленицу. Сжигание богини Мары (богиня Зимы и Смерти) символизировало окончание зимы и победу новой жизни над смертью, ведь вокруг уже начинала воскресать вся природа.
Проводились служения на Капищах в честь Ярилы-Солнца. Приносили общие требы. Проводили тризну во славу предков. Девы кликали, звали весну.




После чего шли игры: взятие снежной крепости, которую охраняли ряженые в масках слуг Нави, прислужников Морены-Мары, Пока крепость не падет - весне ходу не будет... "Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой!" После удачного штурма и захвата чучела Морены, её успешно сжигали на костре, подбрасывая в костер мусор, старые вещи и солому. "Марена загорела, всему миру надоела!"




Вот теперь можно и Весну встречать, никакие злые силы, которые в множестве пытались помешать приходу весны, уже не помеха. Подпалив огненное колесо, символизировавшего Солнце, спускали его с горы. "С горы катись, с весной воротись!"




Гуляния продолжались полным ходом. Народ, взяв в руки горящие головни, идет на "пробуди" - будить медведя, которого изображает, одетый в шкуры ряженый, спрятавшийся в берлогу-яму. Празднующие начинают водить вокруг медведя хоровод, громко крича и стараясь разбудить грозного зверя, кидая в него снежки. Но медведь спит до тех пор пока ему не спину не сядет одна из красавиц. И только тогда медведь просыпается и устраивает погоню за убежавшей от него девушкой, прихватившей с собой часть его шкуры. Поймав красавицу, помешавшую ему спать, медведь заключает ее в свои объятия медвежьей хваткой. На этом "пробуди" заканчиваются, а гуляния и игрища продолжаются плавно переходя в праздничный пир.




Как видно Комоедица достаточно сильно отличается от Масленницы, пришедшей к ней на смену. Но если вдуматься, то основные элементы праздника перешли из одного в другой. Оба праздника - праздники встречи Весны и проводов Зимы. Народные гуляния, снежные забавы и игрища похожи. Сжигание Морены-Масленицы, хоть потеряло часть изначального смысла, осталось. А "пробудни" явно трансформировались в в масленичные "заигрыши" и смотрины.




Вернемся к названию "Комоедица", от куда оно все-таки произошло? До происхождения слова "масленица" мы так и не добрались еще. Бытующее объяснение о связи блинов с маслом, меня лично не устраивают. Но пока про Комоедицу, про начало "комо-" уже упомянули, от слова "ком"-медведь. От сюда и пословица - "Первый были комом" и перефразировки - "Если и седьмой блин комом... Фиг с ними, с блинами. Пеките комочки". Но есть жизнеспособная версия звучащая чуть по другому - "Первый блин комАм", то-есть "Первый блин медведям"
Первый блин комам,
блин второй - знакомым,
третий блин - дальней родне,
а четвертый - мне
И действительно в обрядах часто встречается кормление медведя и даже гощение медведя (прием медведя в гости).




Видимо из-за этого есть версия, что "комоедица" означает "поедание комов", причем в разных смыслах. Первый, что комы поедают блины. Второй что есть особый вид "ритуальных" блинов с названием "ком", которым и потчивали медведей. И третий идет из обрядности независимого "Медвежьего праздника", где есть ритуал охоты на медведя, его ритуального убийства, поедания его и в последствии воскрешения бессмертной медвежьей души, то есть буквально "поедание медвежатины".

И так, Масленица - это не Комоедица. От Комоедицы в Масленице осталось не сильно много, а что осталось, потеряло смысл и претерпело большие метамарфозы, превратив по сути Масленицу из "языческого"-православного праздника в народный христианский.

На этом рассказ о самой ПротоМасленице-Комоедице остановимся, но так-как все три версии этимологии не отображают сути праздника и выглядят достаточно поверхностными, следующий рассказ как раз о этимологии "Комоедицы" (этимология Масленицы всё откладывается))) ).
Ну и упомянув самостоятельный "медвежий праздник" поспойлерю и скажу, одного единственного праздника из которого пошла Комоедица не существует. И Комоедица, хоть и считается "языческим" праздником, имея "языческую" обрядность прославления древних богов, как ни странно, является следствием появления христианства на Руси.

масленица, традиции, комоедица

Previous post Next post
Up