Я посмотрел третью часть «Хоббита» и решил изложить свои мысли в виде достаточно сумбурной и куда как непрофессиональной рецензии. Кому-то она покажется нытьём о благословенных временах зелёной травы. Кто-то, надеюсь, согласится со мной - в частностях или в общем. Начнём, пожалуй.
В принципе, уже по первым двум частям можно было предугадать, каким выйдет финальный фильм. Если честно, я готовился к худшему, но всё-таки верил в счастливую звезду ПиДжея. В человека, который тринадцать лет назад по-новому открыл нам Средиземье, полагается верить до последнего.
Итак, "Битва пяти воинств". И, ожидаемо, батальным сценам отдана большая часть экранного времени - это кажется понятным и само собой разумеющимся. Эпическая битва должна поставить в трилогии эффектную точку. Но что сразу бросается в глаза - катастрофически мало подлинного драматизма. Возможно, со времён «Властелина» я стал более чёрствым, но батальные сцены не трогают. Атаки, контратаки, они перемежаются крупными планами героев, когда им необходимо что-то сказать. И отчего-то всё излишне технично, механически. Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert... Шутки шутками, но это сильно бросается в глаза - все воинства, даже орочье, передвигаются исключительно ровными формациями. Не знаю, откуда у ПиДжея вдруг возникла эта страсть к муштре и строевой выправке и парадному шагу. Возможно, чтобы было привычнее принимавшим участие в съёмках новозеландским военнослужащим? Или для упрощения жизни аниматорам? В любом случае, это не битва гномов, эльфов и орков, это сражение автоматов, не имеющее ничего общего ни со сказкой, ни с эпосом.
Сражение до крайности растянуто во времени - отчего возникает ощущение, что в нём принимает какое-то стремящееся к бесконечности число бойцов. Воители всех пяти (ладно, кончено же, четырёх) воинств дерутся без устали и, подобно мобам в компьютерной игре, с завидным упорством не кончаются и, добросовестно обеспечивая массовку, снова и снова выбегают откуда-то из-за угла. От этого быстро пропадает ощущение динамики, развития. Это не шаткое равновесие, но и нет чувства, что вот-вот случится перелом, что он вообще возможен в этом батальном киселе. В своё время битва на Пеленнорских полях из «Властелина Колец» также показалась мне затянутой. Но мотив осаждённой крепости, белокаменного Минас-Тирита, которому неоткуда ждать поддержки, и предшествовавший ему образ Хельмовой пади, ставшей последним рубежом обороны - это были хорошие, даже замечательные примеры подлинного драматизма. Сам Толкин в своё время создал термин «эвкатастрофа»: «внезапный счастливый поворот сюжета, от которого сердце пронзает радость, а на глазах выступают слезы». Появление роханской конницы под стенами Минас-Тирита было сильнейшим эвкатастрофическим моментом. В «Хоббите» армии вырастают из-под земли, точно грибы после дождя, но где же драматизм? Ему почти неоткуда взяться.
Внутренний конфликт Торина, хоть и в несколько гипертрофированном виде, выступил в роли сюжетной пружины - сжатой, а потом распрямляющейся. Прогрессирующий "драконий недуг", превращающий Короля под Горой в подозриетльного параноика, находит разрешение в эффектной и действительно сильной сцене. Что касается развития других персонажей, то его как будто и нет. Печальная и предсказуемая развязка любви эльфийской девы к гному - душещипательна, конечно, но... Пожалуй, я солидарен с Трандуилом - это страсть ненастоящая, во всяком случае, в реалиях этого мира. Столько уж копий сломано вокруг этой странной, притянутой за острые ушки любви, придётся переломить ещё одно. Не знаю, кто во мне говорит во сильнее - старый толкиенист или фанат «Lost», хорошо помнящий, чего стоят слова и слёзы обманщицы-Кейт.
Когда эпическая битва распадается на серию индивидуальных поединков, становится всё чудливей и странноватее. Аркадность, нереалистичность и откровенная аттракционность происходящего медленно, но верно начинает убивать всякое ощущение сопричастности происходящему. А Джексон, подобно балаганному фокуснику, вытаскивает из своей шляпы всё новые диковинки - под звуки бодро играющего в кустах рояля. Гномский колокол, разбивающий стену наподобие шар-бабы; вырывающиеся из-под земли гигантские черви-оборотни, сделавшие бы честь любой экранизации «Дюны»; невесть откуда подвернувшиеся Торину со товарищи ездовые бараны, моментально доставившие гномов в нужную по сценарию точку; «сотня гоблинов-наёмников», на секунду-другую мелькнувшая в кадре, а затем бесследно пропавшая - видимо, на раз искрошенная за кадром двумя гномами? Диковинки калейдоскопом сменяют друг друга, появляясь словно бы из ниоткуда и быстро исчезая в рукавах ловкого фокусника. Стоит ли удивляться, что даже история Аркенстона, Сердца Горы, так и осталась незавершённой. Камень, которому была отведена роль яблока раздора, просто затерялся в этом ворохе.
Задирая планку возможностей своих героев, Джексон равняет свою вторую трилогию с не самыми лучшими образчиками киношного фэнтези. Это при том, что в оригинальной трилогии уже упомянутый выше Леголас, да и остальные герои демонстрируют довольно-таки скромные (в сравнении с «Хоббитом») возможности. Постарайтесь припомнить подвиги Леголаса из «Властелина Колец»? Эльфийский принц лично мне запомнился улётным щит-серфингом в Хельмовой пади и практически единоличным убийством целого олифанта на Пелленорских полях. Но это сущие пустяки по сравнению с его послужным списком в «Хоббите». Тут Леголас предстаёт настоящей машиной убийства, супер-героем, которому нипочём численное првосходства врага или законы физики. Знаете, это уже всё-таки Эребор. Или мы смотрим ролик из компьютерной игры про Средиземье, да простится мне повторное сравнение? Есть чувство меры, и оно не один раз отказало Джексону. Он словно бы забыл, что вроде как снимает приквел.
Добавьте сюда бескровность происходящего, обусловленная возрастным рейтингом 6+. Героев бьют руками, оружием, со всей силы швыряют о скалы, прикладывают о стены - но, кроме страдальческого выражения лица да пары ссадин, это не приносит ощутимых рехультатов. Будто бы это персонажи какого-нибудь файтинга. С рукоприкладством Джексон совсем не боится переборщить. Ещё бы, ведь крепко избитого героя всегда найдётся, кому в последний момент спасти. Раз на пятый это уже утомляет, поэтому (СПОЙЛЕР) долгожданное появление орлов воспринимаешь практически равнодушно, богов из машины нам к этому моменту успевают показать достаточно. Какая уж так эвкатастрофа? Некому кричать «Орлы! Орлы!». И Толкин тут совсем не при чём.
Собственно, проблема в этом одна из проблем трилогии. Эпическое противостояние Света и Тьмы в реалиях "Хоббита" ещё только намечается, постепенно входя в активную фазу. Именно оно по задумке и должно стать главным звеном в цепи, связующей обе трилогии. И, как по мне, это удачная идея. Но, назревающее в первой части и красной нитью проходящее через вторую, в третьей оно нашло быстрое разрешение в достаточно короткой, хоть и эффектной сцене. Беда в том, что на середине фильма зритель уже позабудет и эфемерного Саурона, и его Кольценосцев. Нет, мне вовсе не хотелось бы увидеть пламенеющее Око над полем битвы, просто, за неимением иной более удачной кандидатуры персонификацией зла становится Азог. Будто бы его чёрный промысел противостоит всем многочисленным протагонистам. А Саурон, покрасовавшись спецэффектами, исчезает до событий оригинальной трилогии.
Тут мы подходим к пониманию ещё одной проблемы «Хоббита». Джексон ещё на «Властелине Колец» время от времени срывался в демонстрацию эффектных частностей, однако созданное им полотно всё же было целостным - разноплановым, но целостным. В «Хоббите» язык ПиДжея, при кажущемся сходстве, становится другим. Желание объединить эпос и сказку, аттракцион и нарратив - это неизбежно делает структуру фильма мозаичной. Рваное повествование то набирает темп, то сбавляет его, надрывный пафос сменяется попытками разрядить атмосферу юмором, не всегда удачным и уместным, камера мечется между многочисленными героями, чтобы каждый успел сказать положенную реплику.
Конечно, и в третьей части есть немало хороших, даже отличных моментов, который стали буквально бальзамом на душу. Прекрасные пейзажи, ставшие визитной карточкой Джексона (хотя местами картинка кажется неоправданно замыленной), его бережное отношение к источнику (там, где он действительно опирается на источник, а не пытается домысливать), материальная культура и антураж, которые на высоте, как и десяток лет назад. Во вех отношениях прекрасные Трандуил, Торин, совершенно стопроцентный Бильбо-Фримен, безукоризненные Гэндальф и Галадриэль. Стоящий много остального по накалу эпизод гибели Эсгарота. Возвращение Бильбо домой (помните, как это бывает - "Ну, вот я и вернулся"). Всё это хочется вспоминать. Ближе к финальным титрам я осознал, что мне хотелось бы создать своего рода анти-режиссёрскую версию, и, вооружившись ножницами, уменьшить хронометраж ленты на добрую треть. Знаете, я даже схожу на фильм во второй раз. Этого стоит того, не смотря на всё, что я написал выше. Однако...
Можно многое припомнить Джексону начала нулевых. Но, при всех недостатках, после «Властелина Колец» всё же хотелось увидеть не вошедшие в основные фильмы сцены - многое осталось за кадром в силу грандиозности объёма; казалось, стоит всем элементом встать на свои места в пресловутой режиссёрской версии, и многие из недостатков пропадут. Сейчас, к сожалению, ситуация обратная - многое хотелось бы попросту забыть. Джексон где-то пытается работать по старым лекалам, и видно, что он старается. Но, как бы не лепили из него короля современного фэнтези, в одну и ту же реку он не вошёл дважды. Магия Приключения и Дороги, робким огоньком загоревшаяся на первых минутах первого фильма, безнадёжно угасла где-то на середине второго. Я смотрел третий фильм и мне казалось, что огонь ещё тлеет. Когда пошли финальные титры, я понял, что пересыпаю из ладони в ладонь холодные угольки собственных воспоминаний и надежд. А этих надежд было немало два года назад.
Уже выходя из кинотеатра, я кое-что понял. Знаете, вся эта история с двумя трилогиями - история двух Питеров Джексонов. Первый - Джексон-Смеагорл, второй - Джексон-Горлум. Смеагорл далеко не идеален и немного плутоват, но он старателен, и под его рукою нет-нет, да и рождаются настоящие чудеса. А Горлум не такой. Сделавшись слугою золотого оскара кольца, он забыл многое из своего прошлого. Он помнит, как выглядит и как делается красота, но уже не всякий раз понимает, зачем. Первый умеет удивлять, второй - развлекать. Руку и того, и другого мы видим в обеих трилогиях. Уж не знаю, договорились ли они между собой или решали в драке, но факт остаётся фактом: если «Властелин Колец» снимал Джексон-Смеагорл, лишь в небольшом количестве сцен уступив Горлуму, то «Хоббит», напротив, стал горлумовской вотчиной.
Выходя из зала, я спросил себя: так что же, этого ты ждал столько лет? Обладая грандиозным бюджетом и большим кредитом доверия, Джексон имел все шансы снять отличное кино. Но при этом он сделал всё, чтобы угодить максимально широкой аудитории. Я не в праве говорить, что это была ошибка. Более того, судя по благожелательным в массе своей отзывам, ему это вполне удалось - он действительно снял хорошее развлекательное кино. Но в этом и заключена моя маленькая трагедия - не таких фильмов я ждал от режиссёра «Властелина Колец». Но уже ничего не поделаешь. Ещё одна эпоха ушла. Это действительно было последнее наше путешествие в Средиземье.
Да, и послушайте ещё эту песню. На самом деле, за неё можно многое простить. С финальными песнями у Джексона никогда не было проблем - хоть в этом он остался верен себе.
Click to view