О ересях.

Aug 28, 2013 16:49



Иногда, пристрастному наблюдателю истории, может показаться, что чем религиозней и архаичней социум, тем более абсурда и бессмыслицы в таком людском сообществе. Самая частая нелепица последних двух тысяч лет - свирепый контроль, чтобы кто-нибудь, невзначай, а может и по умышлению, не вздумал верить в Бога как-то неправильно, сиречь непонятным и пугающим для остальной паствы манером.

Случалось, целые народы и империи по этому милому предлогу изничтожались весьма антигуманным способом. Будто Создателю миллиардов галактик и черных дыр с белыми карликами очень важно, каким именно способом происходит ритуал поклонения Ему. Следит строго, если что, - уничтожает целыми городами, руками тех, кто вправе считать себя наместниками Его воли.

Ниже, я перечислю тех, кто был наподобие религиозных отступников-диссидентов, чьи маргинальные воззрения считались преступными и подлежащими уничтожению, в то время как лучшим образом борьбы могло бы быть остроумное высмеивание или богословское просвещение, что кажется сейчас наиболее предпочтительным выбором.


   Во все времена были те, кто уходили из поселений и жили в одиночестве, постигая в пустынной тишине голос божий. Их страшились , но подкармливали местные жители, почитая то за человеческое воплощение местного божества, то за духа умершего родственника, а случалось, что и просто из жалости.
В первые века Новой Эры были те, кто верил, что Бог не триедин, а двуедин - воплощая в себе женскую и мужскую природу. Впрочем, к таковым в большинстве своем относились жители Египта, где задолго до всех авраамических смущений поклонялись божественному гермафродиту.
Юго-восточнее случалось встретить немногочисленные группы верующих, уповавших, что Бог есть первоматерия всего тварного мира, а если так, то поклоняться можно любой вещи, ибо Он повсюду. Чуть северо-западнее можно было увидеть отрицающих изображения Божества. Они считали Бога высшим смыслом, который есть в каждом слове. Жилища адептов были с пола до потолка исписаны гимнами и молитвами. Сами верующие были покрыты татуировками с текстами Четвероевангелия.
Чем севернее, тем более можно было встретить всевозможные укрощения плоти. Где-то, целыми деревнями, во время воскресных молитв, богобоязненные крестьяне отчаянно, до кровоточивых рубцов , секли сами себя плетьми и розгами.
Неподалеку от тех мест попадались малочисленные поселения уповающих на спасении через страдания, подобные тем, что переживали священномученики. Там , с периодической регулярностью, происходили театрализованные постановки, где прибивали к крестам, прижигали тела раскаленными клеймами и более того, что позволяет изложить язык человека XXI века.
В европейской части России встречались пророки, запрещавшие есть различные продукты, так как через них попадает дьявол в человека и разрушает его изнутри. Так, были последователи некого Афанасия Ванды, утверждавшего, что в Царство Небесное невозможно попасть, если регулярно употреблять в пищу молочные продукты. Его фанатичные последователи нападали на крестьянские скотные дворы и нещадно уничтожали коз, коров и овец, проникаясь чувством жертвенности за род человеческий, когда негодующие селяне жестоко их истребляли.
Мне доводилось слышать о странствующем ересиархе Селиване Кондратовиче, собравшем один раз до семи тысяч слушателей. Проповедь его призывала отказаться от мяса ибо оно пагубно для подавления телесных искушений. Всем, желающим попасть в райский Сион , требовалось через день голодать, дабы истончить тело физическое, аще плоть духовная могла узреть Истину.
Для демонстрации бесовской и гибельной природы продукта, раз в год отбирался фанатичный последователь Селивана Кондратовича, которого кормили месяц исключительно мясной пищей без соли, приправ и гарниров. Через месяц, несчастный умирал в муках, а пророк получал дополнительное обожание раболепствующей толпы.
Время от времени, то в Сибири, то в Западной Европе возникали прецеденты массовых самооскоплений, как эпидемии возникавшие вплоть до середины XIX века. При допросах, учинявшихся властями, религиозные фанатики твердили о преодолении первородного греха и торжестве духа над грехом. Половые органы считались у них повторением форм древа познания - вызывающего стыд напоминанием о грехопадении.
В просвещенной Европе, в XVII веке, при королевском дворе был распространен культ конвульсионеров, доводивших себя чрезмерно эмоциональной молитвой до судорог, спазмов и глубоких обмороков, дополнительно стимулировавшихся настойкой белладонны.
В южнорусских краях находились последователи старца Евсевия, проповедовавшего любовь к земле. Читать молитвы полагалось распластавшись на пашне, среди взрыхленной почвы. Старец внушал благоговейно слушавшим его селянам, что бог есть то, что всех кормит и насыщает, то, что хранит жизнь и куда закапывают после смерти. Причастие готовилось из муки и земли. Зимой молились на мешках с собранной, ежедневно по пригоршне в теплые времена года, черноземной почве.
Говорят, последние последователи этого диковатого культа были репрессированы во времена «красного террора» .

В Древнем Риме, свободном от религиозных и магических монополий, отсутствовали наказание за богохульство, ибо считалось, что божество способно самостоятельно защититься от кощунников.
Чем более наступал прогресс, тем меньше становилось ересей, но тут уже сами религии стали стремительно становиться маргинальными, становясь либо «пошаговой инструкцией для жизни» для фундаменталистов , либо формой философских саморефлексий редких богослужебных интеллектуалов.

литература, ироническое

Previous post Next post
Up