Л.С.Попова «Пространственно-силовая конструкция»
1921, фанера, масло, карандаш, 124х82,32
Л.Попова была одна из немногих авторов русского авангарда начала ХХ века, которому удалось применить в производственной сфере эстетические решения беспредметного искусства. Получив блестящее образование в художественной школе К.Ф.Юона, она изучала древнерусскую живопись в Пскове, Новгороде, Ярославле. Чуть позже она посетила Италию, где живопись Раннего Возрождения оказала огромное влияние на стилистическую организацию художницы.
В 1910ых годах, Л.Попова посещала мастерскую Пикассо в Париже, когда училась в художественной школе «Ля Палет» вместе с Надеждой Удальцовой. Можно с уверенностью сказать, что лучшего образования и творческой практики в тот момент времени было невозможно пройти.
В 1914 году Л.Попова участвует в выставке «Бубнового валета”, знакового мероприятия, собравшего лучших художников своей эпохи. Там художница продемонстрировала знание европейской кубистической манеры, что было отмечено многими современниками.
После революции Л.Попова преподает во ВХУТЕМАСе и Государственных высших театральных курсах, которыми руководил Вс.Мейерхольд. Там, она осуществляет постановки "Великодушный рогоносец" (1922) и "Земля дыбом" (1923). Эти абсурдистские пьесы стали этапным явлением авангарда начала века. Многие конструктивисты осудили эти постановки за «выход из лабораторной стадии».
В 1921 году во ВХУТЕМАСе формулируются новые аксиомы нового искусства - конструктивизма. Отныне отказ от станковых форм и стремление к «производственным» формам и творчества объявляются новыми векторами в изобразительности. Теперь функциональность и утилитарность становятся главными характеристиками качества произведения.
Художественно-эстетическая значимость уступает рационалистически обоснованной прикладной полезности, «искусства как производства» и «искусства для производства»
[i]. Техноцентризм конструктивизма предполагает такие понятия как технологичность, функционализм, практицизм, тектоничность, фактурность материала. Искусство представляется как форма труда, равного любой другой трудовой деятельности. В начале 1920-ых годов во ВХУТЕМАСе даже отменили понятие «художник», заменив его на «мастера», подчеркивая тем самым превращение производства в искусство.
Л.Попова начинает работать как художник по тканям на 1ой ткане-набивочной фабрике. Там, впервые супрематические схемы и теории русского авангарда находят воплощение в эскизах новых моделей одежды, рапортах орнаментов и других декоративно-прикладных мотивах. Постепенно, сложные понятия беспредметной живописи находят воплощение в бытовой, бытовой сфере. Рождается понятие «производственного стиля» или промышленного дизайна.
Смысл названия работы Л.Поповой заключается в обозначении силы взаимодействия линейной композиции и цветового напряжения. Диагональные построения усиливает динамическое движение, яркие колористические контрасты делают изобразительную беспредметность пространственной и объемной. В этой нефигуративной живописи все детали композиции выглядят не аппликативно плоско, но тектонически осязаемы.
На коричневом фоне с иконописными белыми «пробелами» сталкиваются разноритмичные построения голубого, черного, красного цветов. В верхней части картины, художница оставила незакрашенную часть фанеры, которая, по колеру незаметно дополнила композицию.
В работе преобладают острые углы геометрических составляющих изображения. Это придает динамического движения и пластической выразительности композиции. Три плотных цветовых пятна в центре держат сильным каркасом всю конструкцию картины. Может показаться, что неподвижное изображение начинает работать, подобно неведомому механизму и все детали, до сего момента непонятные по назначению, обретут смысл в движении объемов и плоскостей.
В верхней части работы, будто повторяя общий абрис ритмической сетки, находится литера N. Четко, будто написанная по прописям, эта заглавная буква объединяет по цвету и пластическому темпу всю работу.
Вибрирующая живописными объемами, наполненная пространством и силой цветовых соотношений , работа Л.Поповой является декларацией конструктивистского метода, воплощенная в материале. Вместе с установителями нового искусства двадцатых, художница создала произведение, ставшее одним из программных в русском искусстве начала ХХ века.
Кирилл Алексеев