Сербский экспромт (Часть 1. Белград)

Jul 29, 2014 01:22


  Расскажу о спонтанно родившейся поездке в Сербию. У товарища, который по образованию историк, образовался небольшой отпуск, и он предложил съездить куда-нибудь в интересное, но некурортное место. В общем, чтобы это было познавательно, просто и недорого. С визами тоже заморочек хотелось избежать, поэтому вспомнили о Сербии. Тем более мне давно хотелось туда наведаться и посмотреть, кто же они такие, эти наши южные братья-славяне и как они поживают.




  Вся подготовка к поездке, включая покупку билетов, несколько сумбурно проходила в последнюю неделю перед вылетом. Билеты изначально было решено брать на «Аир Сербия», но в ходе покупки выяснилось, что их сайт некорректно работает с карточками, имеющими 3-d secure и пару раз деньги «замораживались» на счёте без оформления билета. Справедливости ради, замечу, что письма в службу поддержки быстро решали проблему блокировки средств. В итоге билеты были приобретены через российский сайт-посредник.
  Туда летели «Аир Сербией». У авиакомпании красивый витиеватый логотип. Здесь фото другого самолёта в аэропорту Белграда, но наш выглядел точно так же.



Вот такой завтрак был на борту. Можно отметить наличие нормальных столовых приборов.



Попасть в Сербию очень просто. Сейчас даже, пожалуй, проще, чем на Украину. При прилёте ставят в паспорт печать, даже не интересуясь бронями и страховкой, и всё - вы в Белграде. На подлёте к городу задумался о том, что примерно также этот город когда-то видели лётчики НАТО. Не понимаю, как можно было бомбить вполне современный город с сотнями тысяч обычных людей. Это же не трущобы, набитые бандитами и террористами.





Информации о самостоятельных поездках по Сербии в интернете, как мне показалось, не шибко много, поэтому постараюсь внести небольшую лепту в дело её умножения. Из аэропорта имени Николы Тесла в город ходит автобус-шаттл маршрута А1, едущий до площади Славия. Ходит приблизительно раз в полчаса. Стоит 300 динаров. Второй вариант - это автобус номер 72, который должен стоить значительно дешевле, и отправляется прямо от центрального входа в аэропорт. Мы вышли из аэропорта на нижний уровень и увидели только А1 и немного таксистов. Выбрали шаттл и отправились в город.
  В качестве отеля у нас была забронирована «Славия» на одноимённой площади, хотя перед этим пришлось подумать - плюсов в его сторону было много, но смущали многочисленные негативные отзывы на «Букинге». В итоге решили, что к комфорту мы непритязательны и всё-таки выбрали его. Здесь все сложилось удачно. Те, кто писал отзывы, видимо хотели пять звёзд по цене хостела. Да, отель, похоже, с момента постройки не ремонтировался и интерьеры и оборудование далеко не новые, но он в центре города, чистоту соблюдают, уборку в номерах делают, санузел индивидуальный и с утра завтраком каким-никаким кормят. Последний пункт особенно пришёлся по душе - бегать с утра искать место поесть как-то не хотелось. Хотя, как оказалось, рядом есть ресторанчики и даже великий и ужасный Макдак. Его, к слову сказать, в Белграде на удивление много. Слишком много.
  А это вид из нашего окна на площадь.



В общем, жить было можно, если относится к разным мелочам с юмором. У нас, например, в номере было два светильника, один с проводом, а другой без. Работал только тот, что был без провода. Мы решили, что это наглядная демонстрация гостям страны технологии беспроводной передачи энергии, которую разрабатывал серб Никола Тесла.



Ещё в номере была кнопка с интригующим символом. Проверить не решились.



Вернёмся к самой поездке. Мы пробыли несколько дней в Белграде, а также съездили в монастырь Студеница и второй по величине город страны - Нови-Сад. Начнём конечно с Белграда, или как называют его сербы Београда, что на мой взгляд звучит красивее. Столица Сербии стоит у места впадения реки Савы в Дунай, находясь на границе центральной Европы и Балкан, предгорья которых начинаются практически сразу за Белградом, если ехать на юг. Старая часть города сосредоточена на правом берегу Савы, а левый берег это относительно новые однообразные многоэтажные кварталы, то, что мы обычно называем «спальные районы». Метро в городе нет, поэтому основной транспорт это автобусы, троллейбусы (кстати, белорусского производства) и трамваи. Есть ещё городская электричка, которая проходит в центре города под землёй, но спустится к ней мы не успели. Да и наземный транспорт, который ходит по ощущениям вполне регулярно и хорошо, нам практически не пригодился. Исторический центр Белграда легко преодолевается при помощи пеших прогулок. Например, храм Святого Саввы, с которого я, пожалуй, начну говорить о достопримечательностях, находился всего в 5 минутах ходьбы от нашего отеля.



Храм в честь почитаемого в Сербии святого Саввы, жившего в XII - XIII веках и сделавшего много на культурном и политическом поприще, является, по всей видимости, самым большим православным культовым сооружением в мире. Он занимает площадь в полтора раза большую, чем московский Храм Христа Спасителя. По своим размерам храм Святого Саввы близок к собору Святой Софии в Стамбуле, но она, как известно, сейчас мечеть или скорее музей.



История строительства храма растянулась более чем на век, поскольку начало его возведению было положено ещё в далёком 1894 году. К 1935 году был окончательно разработан проект и даже частично возведены стены, но продолжить строительство удалось только в 1986 году. Уже спустя три года над храмом вознёсся купол весом 4000 тонн, увенчанный 12-метровым крестом. С тех пор идёт неспешный процесс достройки и отделки храма. Его скорость связана, скорее всего, с тем, что возводится храм исключительно на пожертвования. В 2004 году храм Святого Саввы был официально открыт.



Пока сложно оценить внутреннее убранство храма, но его внутренний объём действительно поражает.





Интересная особенность сербских храмов - в них нет подсвечников у каждой иконы. Все свечи сосредоточены на одном большом подсвечнике в притворе или вдоль задней стены. Подсвечник может быть разделён на два уровня. В таком случае верхний будет служить для свечей о здравии, а нижний, соответственно, за упокой. В таком расположении подсвечников есть полезный рациональный момент - разделение на тех, кто пришёл стоять на общем Богослужении, и тех, кто ставит свечи и хочет индивидуально помолиться. В наших храмах процесс постановки свечей иногда превращается в хоровод.



От храма Святого Саввы можно направиться к расположенному неподалёку музею Николы Теслы. Мы, кстати, так и сделали.  Вот так он выглядит. Музей обустроен в особняке 1927 года постройки.



Сербы почитают своего земляка, наверное, ещё и потому, что он единственный из всемирно-известных уроженцев этого народа, достижения и репутация которого воспринимаются во всём мире однозначно. Музей Теслы был создан в 1952 году, на основании материалов и вещей учёного, вывезенных из США послом Югославии Савой Косановичем. Сейчас всё это наследие хранится здесь и, судя по существующей информации, ещё далеко не полностью изучено.



Так получилось, что сами того не ведая, мы пришли в музей 10 июля, т. е. в день рождения Теслы. С одной стороны мы вместе с ещё некоторым количеством счастливчиков бесплатно попали в музей и на экскурсию, где демонстрируют работу разных машин разработанных Теслой. С другой стороны - часть музея оказалась закрыта в этот день для посетителей.



Прах Теслы также был привезён из США и сейчас покоится в этой сферической урне, прямо в экспозиции музея.



Всего на расстоянии одного квартала от музея Теслы находится парк с турецким наименованием «Ташмайдан», что в переводе означает - каменоломня. Она здесь была ещё во времена древних римлян и название сохранилось до наших дней, а совсем недавно был создан парк. В нём мы внезапно обнаружили памятник бывшему азербайджанскому президенту Гейдару Алиеву, соседствующий с памятником сербскому писателю Милораду Павичу.



Сейчас парк любимое место отдыха белградцев и студентов факультетов белградского университета, расположенных неподалёку.



На краю парка возвышается церковь Святого Марка, в византийском стиле. Её начали строить в 1931 году и, в отличии от храма Святого Саввы, успели завершить до начала войны и последующих событий. На первый взгляд она кажется не очень большой, но, когда подходишь ближе, понимаешь, что это была ошибочная оценка.





В церкви находится гробница короля Душана, правившего Сербией с 1331 года по 1355 год, и сделавшего её самой сильной державой региона, могущей составить конкуренцию Византии.





За церковью Святого Марка притаилась ещё одна небольшая церквушка, уже по внешнему облику которой понимаешь, что здесь что-то не так. Вместо традиционных для Сербии византийских форм мы видим знакомые очертания неорусского модерна. Всё правильно - церковь русская и строили её белогвардейские эмигранты в 1924 году. Сейчас она по прежнему под юрисдикцией РПЦ МП, и с вами здесь даже смогут пообщаться на обычном русском языке. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы уточнить, где находится русское кладбище в Белграде.





Русское кладбище - это небольшой сектор на Новом кладбище Белграда, где похоронены представители эмигрантской общины. Добраться туда можно из центра на трамвае номер 12, либо опять-таки прогуляться пешком. Кладбище находится на Рузвельтовой улице, идущей от парка Кирилла и Мефодия в сторону Дуная. Хоть кладбище и называется Новым, по существу оно является одним из старейших в Белграде, и было открыто в 1886 году. Кладбище мемориальное и помимо обычных захоронений здесь есть воинские могилы солдат Сербии, России, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Болгарии, Германии и Англии, которые погибли в войнах и конфликтах происходивших на Балканах в начале XX века. В этом отношении регион здесь был и остаётся горячим.



Помимо военных захоронений здесь также погребены выдающиеся деятели Югославии и Сербии, спортсмены и просто влиятельные люди.



В русском секторе идёт активная реставрация по поручению самого Путина и всем ставят одинаковые новенькие кресты.





Ремонтируют и памятник русским войнам, погибшим в Первую мировую, который был создан русским архитектором Р.Н. Верховским, который тоже был эмигрантом и впоследствии работал в США. Он же делал и другой памятник, стоящий неподалёку. Памятник сербским солдатам, павшим в Первую мировую завораживает огромной тушей поверженного орла, бессильно хватающегося когтями за воздух.







Ну и конечно я не мог упустить возможность, чтобы не пройти по кладбищу и не посмотреть разнообразные старые памятники, тем более что некоторые из них были созданы лучшими местными скульпторами и архитекторами. Скорбные и одновременно возвышенные силуэты, причудливые орнаменты и витиеватые шрифты окутывают вневременной атмосферой старого кладбища и лишь черепичные крыши Белграда вдалеке напоминают о действительности.









Можно заметить местную традицию - сохранять крест, который ставится сразу после погребения. Он имеет особую форму, которая более или менее соблюдается независимо от времени, материалов и качества исполнения креста и всегда прикрепляется с обратной стороны, устанавливаемого впоследствии, надгробия. Такие кресты сохраняются даже рядом с надгробиями, расположенными внутри храмов.









Кладбище находится на краю исторического ядра Белграда и поэтому после его посещения возвращаемся обратно и продолжаем исследование центра города. Если идти от Ташмайдана к центру, то вскоре можно оказаться в подобии правительственного квартала, где сосредоточены здания главных структур государственной власти.



В самом значительном и заметном здании на площади Николы Пашича располагается Народная Скупщина Республики Сербской. Скупщиной на Балканах именуется Парламент. Само здание строилось в период с 1907 года по 1936 год. Первый камень в его основание заложил сербский король Пётр I Карагеоргиевич.







Напротив парламента за  Пионерским парком располагается дворец президента, который даже не окружён забором. При входе почётный караул.







От Скупщины направимся к улочке под названием Скадарлия. Рекомендации о ней можно прочесть в путеводителях и услышать в отзывах. Все туристы её посещают, как уголок Белграда, где раньше обитала богема или творческая интеллигенция. Возможно, оно так и было раньше, но сейчас - это место, полностью ориентированное на туристов, коих здесь значительно больше чем белградцев. Особенно вечером, когда здесь многолюдно. В общем, особых впечатлений она у нас не оставила. Возможно, нужен какой-нибудь инсайд, чтобы получить другие впечатления от этой улочки. Такой мы увидели Скадарлию ранним утром после прилёта в Белград. Утреннее затишье делает её приятнее.







Здесь я сделаю небольшую паузу. В следующий раз будет рассказ о сердце Белграда - улице Кнез Михайлова, крепости и парке Калемегдан, изучение велосипедной инфраструктуры и Земун - район города, который ещё недавно сам был отдельным городом.

Сербия, архитектура, путешествие, 2014

Previous post Next post
Up