Доменикино. Мадонна с Младенцем со святыми Петронием и Иоанном Богословом. 1629
Однажды Никола Пуссену поручили отобрать картины лучших современных художников для того, чтобы их перевели в мозаику для украшения собора Святого Петра в Риме. Его приятель Доменикино, выдающийся итальянский художник болонской школы, очень хотел попасть в число избранных, но, как назло к его последним работам никто из ватиканских чиновников не проявил никакого интереса, и Доменикино очень из-за этого переживал.
Никола Пуссен решил помочь Доменикино в этом деле, но устроить все поделикатнее, поскольку был осведомлен о щепетильности своего друга. И вот однажды он явился на выставку, где демонстрировались последние работы Доменикино, причем уже после ее закрытия, поставил мольберт рядом с одной из них и принялся старательно ее копировать.
Вслед за ним в выставочный зал зашел и сам Доменикино и тоже притворился, что он - просто самый обычный зритель, который немного припозднился. Пуссен, делая вид, что не знаком с Доменикино, громко и убедительно поведал ему о том, в какой восторг его привела картина мастера Доменикино.
На том они и расстались. Но Рим - город слухов, в котором ничего нельзя скрыть. И смотритель выставки, не узнавший ни Пуссена, ни Доменикино, рассказал о странной ситуации, свидетелем которой он оказался, паре своих знакомых, те - проболтались об этом загадочном происшествии в ближайшей таверне, и так эта история очень быстро дошла до папы римского, который тут же вызвал Никола Пуссена и приказал ему срочно переводить в мозаику ту самую работу Доменикино.