И СНОВА АНИСКИН: ИСКУССТВО, КИНО И ДЕТЕКТИВ

Nov 29, 2022 02:05







Часть 2.

Итак, посмотрим, какие именно народные промыслы были представлены в фильме. Начнем со старухи Валериановны (или Анны Валериановны Кольцовой), которую ограбили, как и в сценарии, так и в фильме. В «Анискине и Боттичелли» у нее выкрали икону с изображением Иоанна Крестителя, особо ценную и редкой иконографии:



Иоанн Предтеча. Икона сер. 17 в. Иркутск



Иоанн Креститель. Икона 17 в.

«…<Иоанн Креститель>… был изображен необычно - не застыл с вознесенным вверх крестом, а весь был в движении, порыве, написан был, трудно поверить, чуть ли не в экспрессионистской манере. Сибирская, северная, казацкая, «ермаковская» это была икона; весь сибирский размах и щедрость читались на нем…

- Икона примерно конца семнадцатого века, - тихо сказал директор. -… Смотрите, как перебегает по иконе красный цвет. Он зарождается в левом нижнем углу и, нарастая, в убыстряющем ритме распространяется по доске, чтобы достигнуть своего апогея в одеждах Крестителя… Смотрите на этот пучок неожиданно брошенных солнечных лучей! Художник их обронил из любопытства, ведомый могучим талантом, чтобы посмотреть, что изменится от этого солнечного пучка на всей доске… Как будут смотреться глаза Крестителя? Как родится новый мотив возрождения наверху, где была пустота? Гениально! Оброненный пучок лучей и родил то, что много-много десятилетий позже найдут экспрессионисты. А каким жизнелюбом был художник! Глядите на руку Иоанна - в нее можно вложить кузнечный молот… А шея! Шея «Дискобола» Мирона, хотя богомаз знать-то не знал о Мироне…»



Скопа. Кувшин



Скопинский кувшин

В фильме же добычей злоумышленников становится керамическая Жар-птица. Судя по всему, предки Валериановны были сосланы в Сосновку из города Скопин Рязанской губернии (да и ее недоброжелательница, бабка Лизавета Толстых, в сердцах обзывает ее род «скопинское семя»). Там еще в 17 веке были открыты залежи глины, пригодной для изготовления керамической посуды, и согласно документам, еще с 1640-х годов было налажено производство посуды. Сначала это были достаточно примитивные чашки и плошки, но позднее, в 1860-х года, крестьяне братья Оводовы наладили производство декоративных сосудов и других изделий в виде фантастических животных и птиц, и эти предметы очень скоро получили всероссийское признание. Это были кувшины, квасники, кумганы, подсвечники, оправы для каминных часов и декоративная скульптура малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особо среди них выделялся образ птицы Скопы, которая по преданию дала имя городу. Вероятно, именно такую Скопу старуха Валериановна и называла Жар-птицей.

Для изготовления всех этих предметов в Скопине придумали особую технологию: детали керамических изделий формировались на ручном станке, затем соединялись между собой с помощью жидкой глины и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь, что придавало изделиям неповторимые и индивидуальные характеристики.

Непримиримая соперница Анны Валериановны Кузнецовой, бабка Лизавета Григорьевна Толстых, уверяла, что ее род был гораздо круче в мастерстве, чем семейство Кузнецовых, поскольку они не только глину месили, но и дерево резали, и серебро чернили. А это уже свидетельствует, что происходили они из совершенно другой местности. В Рязанской губернии помимо скопинской керамики существовали еще только несколько кружевных промыслов (Кадомский вениз, Михайловское кружево) и особый стиль ткачества. А вот самый значительный промысел по чернению серебра с середины 17 века развивался на Вологодчине, в Великом Устюге. В тех же краях существовали развитые школы народного кружевного плетения (вологодское кружево), резьбы по бересте, вышивки и росписей по дереву. Так что в одной семье вполне могли быть мастера разных промыслов. Вот только информации о наличии в тех краях своего гончарного ремесла я найти не смогла. Но, в конце концов, семейство Толстых могло получить навыки работы с глиной уже после переезда в Сибирь от тех же Кузнецовых.



Стопка. Великоустюжское чернение по серебру

Великоустюжское чернение по серебру было одним из высочайших достижений русского ювелирного искусства. Чернь - это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Технология его использования не менялась устюжскими мастерами в течение более 300 лет: размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора или рисунка. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черное графическое изображение, которое дополняют гравировкой, чеканкой, золочением или канфарением фона, то есть прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава, который отличался особой прочностью, а пропорции его составляющих частей сохранялись как главная профессиональная тайна устюжских мастеров.. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой - от пепельно-серого до густо-черного.



Поднос. Великоустюжское чернение по серебру

Продолжение следует…

криминал, кино, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up