Dec 01, 2016 14:16
Когда начинается очередной виток споров по поводу прошлого нашей страны, я обычно настаиваю на том, что необходимо трезво и сдержанно оценивать события и явления, а не судить эпохи и личности по понятиям наших дней. Вероятно, для кого-то такая позиция будет скучна и «бесчеловечна», но я всё-таки историк по образованию, поэтому не намерен давать волю эмоциям там, где требуется стремление к объективности.
Недавно по информационному пространству пронестись история томича Дмитрия Карагодина, который выяснил личности 20 людей, которые были повинны в гибели его прадеда во время больших репрессий. Его интересовала вся цепочка - от организаторов и вдохновителей до конкретных исполнителей.
Либеральная общественность, прописанная в соцсетях, ликовала, особенно после того, как свои извинения принесла родственница одного из «палачей». В эфире некоторых федеральных СМИ знаковые фигуры обменивались соображениями, стоит ли приносить извинения за поступки, которые лично ты не совершал. Тут же пришло известие, что «Мемориал» разместил список сотрудников НКВД. И всё это под соусом «восстановления справедливости», «десталинизации».
Самое большое заблуждение сограждан, которые ратуют за раскрытие всех данных по репрессиям, состоит в том, что сами они, видимо, уверены, что среди их предков не было работников НКВД и осведомителей. Весьма, я скажу, самонадеянно, если вспомнить, что примерно те же деятели нам рассказывают про страну, где «половина сидела, а другая половина её охраняла».
Давайте представим, что такая информация всплывёт по какому-то условному Сванидзе. Что дальше будет происходить? Замять историю не удастся. Будет ли он демонстрировать покаяние? Думаю, да. И подаваться это будет опять, мол, что весь народ был жертвой. А сделали жертвой народ, естественно, большевики. Как раз 2017 год будет на дворе. Так что звёзды сойдутся.
Сам я полагаю, что извинение за поступок другого человека, к тому же за непоправимое, бессмысленно, в принципе. Это ведь не ситуация, когда вы просите прощения за своего ребенка, что он наступил на ногу чужому дяде или тёте. Да и не уполномочивали вас ваши предшественники делать такие заявления. Вы разве не задумывались, что они зачастую искренне были уверены, что делали правое дело?
Самое же опасное заключается в другом. Трэш будет дальше.
100% найдётся чумовой и дикий абрек.
Он не будет давать интервью «Эху Москвы», размазывая сопли по лицу, не станет писать бредовых исков.
Он пойдёт выслеживать детей, внуков, правнуков своего обидчика... и убивать их.
Даже одного такого инцидента хватит, чтобы поставить крест на разглагольствованиях о «восстановлении справедливости».
репрессии,
политика