Автоматические кассы

Sep 03, 2009 01:34


Все в мире развивается, не так давно для того, чтобы приобрести любой товар в магазине необходимо было выстоять минимум 2 очереди - одна в отдел за товаром, вторая - в кассу, потом еще нужно было предъявить чек в отделе и только после этого товар был в руках счастливого покупателя. О том, что появятся магазины самообслуживания никто и не думал. Было это всего 15-20 лет назад. А сейчас в мире уже начали появляться магазины полного самообслуживания - без кассиров, все что необходимо покупателю - это выбрать товары, корзинка, оснащенная сканером произведет подсчет суммы, остается лишь расплатиться кредитной картой.


Подобное развитие идет во всех отраслях - с появлением первых операторов мобильной связи оплата производилась только в кассах - написал на бумажке номер, расплатился, это конечно иногда приятно - пообщаться с кассиром, но нередки были ошибки операторов - то сумма неправильная, то номер телефона не тот. Решением подобных проблем стала конечно полная автоматизация процесса оплаты - сейчас пожалуй и не найти уголка в стране где не установлена автоматическая касса пополнения счета мобильного телефона.

Со временем операторы, принимающие подобные платежи оценили удобство терминалов - удобство монтажа, небольшая занимаемая площадь, да и в отпуск не просится каждый год.

Номенклатура принимаемых платежей растет постоянно, некоторые компании позволяют оплатить полный спектр их услуг через автоматическую кассу - например интернет-провайдеры.

На данный момент практически все сферы бизнеса, в которых ведется прием наличных или безналичных денег в той или иной степени пользуются терминалами оплаты.

Итак, разберем на примерах, какие бывают автоматические кассы и из чего они состоят.

Пример №1.

Простейший пример автоматической кассы, позволяющей при этом полностью автоматизировать процесс продажи штучного или разливного товара - вендинговый аппарат.

Одним из прародителей современных вендинговых машин, продающих натуральный кофе или горячую пиццу был аппарат с кнопками "с газом" и "без газа" - тот самый, из которого Шурик поливал себя после успешной сдачи экзамена. Условно можно выделить 2 основные части подобных аппаратов - часть, производящая выдачу товара и часть, заменяющая кассира - т.е. принимающая деньги - монето- или купюроприемник. Это пожалуй самая важная деталь всех автоматических касс, поэтому одним из определяющих факторов качества терминала является именно купюроприемник - многие наверное встречали терминалы, в которые можно внести только новые не мятые купюры, согласитесь - не всегда таковые имеются в кошельке. Есть правда третья составляющая, которая позволяет произвести выбор необходимого товара, но в подобных устройствах богатство выбора ограничено местом под размещение кнопок - обычно их не более 10-15.

Пример №2.

Этот пример я уже приводил выше - касса для приема оплаты платежей операторам мобильной связи. Эти кассы примечательны тем, что для выбора услуги чаще всего используется touch-screen дисплей, позволяющий создать интуитивно понятный интерфейс - все операции делаются путем нажатия на "кнопки", прорисованные на дисплее. Также, помимо специального дисплея эти терминалы оборудуются принтерами чеков, что позволяет подтвердить факт оплаты товара или услуги. В данный момент ведутся активные дебаты о том чтобы обязать все компании, осуществляющие прием платежей через автоматические кассы, оснастить их принтерами фискальных чеков. Чем кончатся эти дебаты - неизвестно, но часть операторов уже используют фискальные регистраторы в своих решениях.

Пример №3.

Кассы по приему платежей универсальных операторов - характерны тем, что позволяют принимать оплату не только за сотовую связь или интернет но и коммунальные платежи. При наличии единого стандарта квитанций, поступающих плательщикам и связи терминала с базой данных можно значительно облегчить пользование терминалом. Достаточно разместить на квитанции штрих-код, а сам терминал - сканером штрих-кода и уже не требуется вводить сумму и назначение платежа, нужно лишь предъявить штрих-код на сканер и внести требуемую сумму.

Пример №4.

Кассы, применяемые в составе автоматизированных парковочных систем. Это один из примеров полностью автоматизированного бизнеса, без участия операторов и кассиров. Что важно при этом - удобство платежей, размер которых не фиксирован , а зависит от многих факторов - времени пользования парковкой, времени суток, типа автомобиля и т.д. не секрет, что при наличии нефиксированных платежей возникнет необходимость сдавать сдачу с внесенной суммы, и этот тоже возможно организовать с помощь специального модуля выдачи купюр.

Стоит заметить, что помимо основных функций приема платежей, автоматические кассы любой конфигурации могут служить рекламным носителем. Во первых - они имеют достаточную площадь поверхности для размещения статичной рекламы, во вторых - некоторые модели позволяют использовать основной или дополнительный монитор для показа рекламных роликов, в том числе со звуковым сопровождением. О том, что реклама - двигатель торговли напоминать не стоит, а вот увеличить мощность этого двигателя можно за счет новых технологий - например, при оплате счетов сотового оператора на дополнительном мониторе включить показ рекламного ролика дополнительных услуг именно этого оператора.

Широкое распространение терминалов автоматической оплаты не осталось незамеченным и в горнолыжной сфере. Некоторое время назад компания ДатаКрат, совместно с компанией Sfour разработали ряд моделей специализированных касс для горнолыжных курортов под управлением ПО нового поколения СкиБарс2. Основа терминала - стандартная касса, оснащенная дополнительным программным обеспечением и считывателем карт (в терминологии горнолыжников - ski-pass'ов). Самая простая модель позволяет пополнить депозитный счет клиента ГЛК и/или приобрести ту или иную услугу комплекса на купленный ранее ski-pass. Установка подобной кассы позволит разгрузить кассиров горнолыжного курорта в пиковые часы - катающимся не нужно будет стоять в очереди в кассу для продления времени катания на горе.

Дополнительный плюс в том, что терминалы можно размещать не только внутри помещений (в здании АБК, проката или кафе) но и на улице, т.е. в непосредственной близости от трассы.

В линейке также имеются терминалы, позволяющие приобрести ski-pass или получить неиспользованные деньги с депозитного счета. Правильное расположение этих терминалов на территории горнолыжного комплекса позволит организовать поток посетителей таким образом, чтобы максимально разгрузить кассы комплекса. Конечно,  установка автоматических касс не позволит полностью отказаться от услуг кассиров, но в значительной степени поможет рационально использовать имеющиеся ресурсы. Например, на некоторых курортах в период новогодних праздников нанимают дополнительный персонал и открывают несколько временных касс. Вместо этого можно заранее установить несколько автоматических касс, и не беспокоиться о том, что 1-го января новый кассир вдруг не выйдет на работу.

автоматизация, публикации, СкиБарс2, ДатаКрат

Previous post Next post
Up