Пабло Пикассо
Охладел к кубизму, увидав "Квадрат"...
Малевич-1915.
(чёрно-квадратное хокку)
В июне 1915 года Казимир Малевич закончил писать "Чёрный квадрат".
Уже 101 год простая до безобразия картина будоражит воспалённые умы
"продвинутой публики" в разных странах мира!
Супрематизм и Пиар Казимира
(три русских оценки гениального проекта)
1. "Черный квадрат" - это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы.
Кубизм достиг своего апогея и уже порядком поднадоел всем художникам. Начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича. "Черный супрематический квадрат" - его яркое воплощение.
Термин "супрематизм" произошел от латинского suprem, что означает "доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи". Супрематические картины - это беспредметная живопись, акт "чистого творчества".
Одновременно были созданы и экспонировались на выставке в декабре 1915 года «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата - красный и белый!
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники не только в России...
2. "Черный квадрат" - это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное - как подать и продать!
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов - «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат - «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.
Только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках!
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Мастер надеялся повторить и приумножить успех картины...
3. "Черный квадрат" - это важный политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные "черные квадраты", нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году "Квадрат" Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
"Квадрат" к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения.
Сам факт его написания - это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода к руководству Россией Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса! Вот так - и не больше, и не меньше...
А Вы говорите "Чёрный квадрат" - заурядная картина!