Этот праздник по праву мужской,
Он несет в себе мир и покой,
Так что, с праздником вас, мужики,
Будьте счастливы вы вопреки! (Женское интернет-поздравление)
Старая открытка и молодые офицеры после бани. Лейтенант Масленко крайний справа. Ушья, 1976.
4. Ушья. Праздничный концерт
В Свердловской конвойной дивизии были три «заветных» места: Ивдель, Сосьва и Тавда. Они образовывали своеобразный треугольник, который иногда называли «Уральскими Бермудами». В Ивдельскую бригаду уехали ребята из 33-й группы Саша Бельдейко и Володя Турков. Из нашей четвёрки в Сосьву отправился Султан Бокаев. А отважная тройка Костриков, Шепеленко и я поехали в Тавдинскую бригаду - третий угол «Бермудов».
Тавда - небольшой промышленный город на Северо-Востоке Свердловской области. Но из шести батальонов бригады только один дислоцировался в городской черте. А остальные пять - в дальних таёжных посёлках. И разошлись наши пути по разным батальонам!
Я получил назначение замполитом в роту, которая располагалась в деревеньке с названием Ушья.
Всего в 20 километрах от штаба батальона. А он поставлен в селе Новоселово. Там есть сельсовет, аэродром и пристань. До него можно долететь самолётом - всего-то 200 км по прямой! А если добираться по реке, на теплоходе «Заря», то выйдет уже 280 километров. Ну, а дальше - по узкоколейке, и часа через два вы уже в Ушье. Эту информацию я усвоил из короткого инструктажа офицера отделения кадров.
Добрался до Новоселово на следующий день к обеду. Представился в штабе батальона. Помогли сесть на «электропоезд» Новоселово - Ушья. Это был, конечно, мотовоз. И тащил он порожняк до ЛЗУ. Ехал тихонько, побрякивая такелажными цепями.
Прибыли на остановку «Ушья» уже в сумерках. Машинист показал, как пройти к роте. Недалеко на пригорке виднелась, залитая огнями по периметру, колония. А рядом с ней - военный городок и десяток домов, где светились окна. Это и была моя деревня!
- Здравствуй, Ушья, я прибыл! - хотелось мне крикнуть во всё горло.
Но грохот передвижной дизель-электростанции всё равно заглушил бы мой, ещё не окрепший, командирский голос и не услышала бы деревенька моё приветствие. Не стал я кричать, а пошагал молча навстречу новой жизни.
Поселили меня в комнате командиров взводов. Не успел перекусить с дороги в кругу сослуживцев, как получил боевое задание! Произошёл побег осуждённого с лесобиржи. Мне дали пистолет и группу солдат. Поручили провести поиск в заброшенных и сгоревших избах на окраине посёлка. Побродив несколько часов в темноте, осмотрев с ручным фонарём окрестности, мы вернулись. Доложил, что поиски ни к чему не привели, но боевая задача выполнена!
Заканчивался несчастливый год для роты. Это был третий побег. После него было ещё два побега. Но они закончились для беглецов «летальным исходом». И сразу побеги прекратились. Даже попыток не предпринималось ещё хоть разок проверить бдительность часовых и меткость стрельбы по движущейся цели...
Командир у меня был замечательный. Опытный и грамотный офицер, капитан Пётр Этагоров старался поддерживать в роте уставной порядок. Я ему помогал в этом непростом деле всеми силами, как политрук! А к нам, как в «дисбат», со всей бригады отправляли на исправление провинившихся солдат и даже сержантов...
К концу осени мне выделили полдома. Вторую часть занял командир роты. Зажил в просторной комнате 16 квадратных метров, с русской печью и с «удобствами» на улице. Сами понимаете, как это хорошо зимой при морозе до -40 градусов по Цельсию. Живём, не горюем.
Приближался День Красной Армии - 23 февраля 1976 года.
Надо было чем-то занять гражданское население и личный состав роты. По традиции отмечали праздник торжественным вечером в ротном клубе, куда приходило всё население посёлка. Вместе с женсоветом разработали программу вечера: доклад, стихи, сценки с эпизодами из истории Красной Армии, выступление женского хора.
Встал вопрос: как изобразить «всполохи огня», когда бойцы поют песню «В землянке»? Хотелось, чтобы всё проходило «как во Дворце Съездов в Москве», понимаешь, хоть и в сельском клубе на Ушье… В спорах пришли к простому решению: использовать красный платок с подсветкой снизу обычной «лампочкой Ильича». Отрепетировали. На сцене все прошло замечательно и этот эффект живого огня, удался!
Но по моей неосторожности концерт чуть было на сорвался. Вышла заминка с выступлением женского хора. Дело было так. Захожу в контору поселка, за неделю до концерта. Меня встречают весёлые женщины и спрашивают:
- Товарищ лейтенант, а намечается ли концерт, посвященный 23 февраля? Мы уже готовимся и можем выступить. Вы не против?
И тут, черт меня дернул, в шутку брякнуть:
- Вот вы навязались на мою голову!
От этих слов у женщин сразу праздничное настроение пропало. Всё разом померкло... Ошибка молодого, ещё не женатого замполита была налицо: с дамами, нежными и ранимыми созданиями нельзя так шутить. Спохватился. Стал просить прощения за неудачную шутку. Но поезд уже ушел...
Пришлось взять паузу и подключить активисток женсовета роты. Да и сам лично пообщался не раз в руководителем хора. Все обошлось. Девчонки выступили замечательно. Их песни в честь нашей славной армии были встречены личным составом на ура!
Вечер удался. Люди с большой радостью осознавали, что и в таёжном краю они не оторваны от Большой Земле! Море приветствий, аплодисменты. Все были в восторге и артисты, и зрители - полное единение Армии и Народа! Такого концерта в поселке давно не было...
Лейтенант Константин Масленко, Ленинград - Ушья - Обнинск
С наступающим праздником, мужики!
Вспомним молодость в шинели и
юность, подпоясанную ремнём!
С уважением и надеждой, Ваш полковник Суслов (Не Брежнев).
Москва, 22 февраля 2024. На улице минус 3...