Заметки к 23 февраля

Feb 22, 2024 01:27

Годы, словно кони, ускакали...
Сердце только памятью и живо!
Значит, в душах мы не расплескали
Молодость курсантского розлива. (Алексей Карев, 2005)



Весёлая 37-я учебная группа. Курсант Масленко (в центре лежит). Ленинград, 1972.

Волны памяти
(Из воспоминаний выпускника ВПУ МВД СССР Константина Масленко)

1. Футболки

Помнится весной на третьем курсе наша группа «заразилась». Зараза исходила от художников соседней 38-й учебной группы. Олег Титов и Виктор Сушинский показали своим боевым товарищам как делать трафареты. Оказалось, что таким образом можно легко превратить простую спортивную майку в модную вещь. И тут началось повальное кустарное нанесение рисунков через трафарет на белые футболки. Примерно на месяц каждый из нас стал художником-дизайнером. Сам выбирал сюжет, сам его копировал и увеличивал, переносил на картон, сам вырезал по контуру и сам набивал краску через прорези на футболку. Творчество захватывало с потрохами! Процесс примитивный, но порождал много вопросов. Как подобрать нужный колер, какие тампоны использовать, как наточить резак... Весна выдалась тёплой, так что футболки сушили прямо на подоконниках!
Свой сюжет я нашёл на пачке сигарет «Золотое Руно».
Помните: корабль Одиссея? Такой красавец, что даже меня, не курящего, впечатлил. Эскиз я создал. Главное, что красок в картине было не много, их подбор много времени не отнял. Финальная стадия работы - изобретение оригинального текста к рисунку...
Взял словарь русско-английского языка и сделал надпись «Искатель приключений». То есть «Finder of adventures», что в переводе означает - «авантюрист»! Об этом я узнал чуть позже, когда ребята стали смеяться... Это произошло в тот момент, когда мой «шедевр» высох и был готов к показу. Я торжественно одел футболку и совершил дефиле по классу. Товарищи оценили результат моего творчества высоко. Но продвинутые «англичане», типа курсантов Коломенского и Аветисяна, стали хохотать над подписью. Проследили и тут же обыграли параллель: «Одиссей-Масленко-Авантюристы»!
Да, не каждая майка получала положительную оценку. Некоторые выбрасывались. Я свою оставил - мне лично нравились и цветное изображения парусника, и смешная надпись. Своей работой, как начинающий художник, я остался доволен. Был доволен и мой друг Султан Бокаев. Его заяц и волк из мультфильма «Ну, погоди!» понравились всем.
В целом 37-й учебной группе удалось к лету восполнить недоработки нашей легкой промышленности. В отпуск почти все поехали в новых модных футболках. И с гордостью показывали родным и близким результаты своего творческого труда.

2. Портфель

Наверное, это было на 4 курсе. Увольнение - маленькая радость в жизни курсанта. Ушел в город без каких-либо замечаний с портфелем в руке. Он был слегка потрёпанный, но очень важный атрибут для военного человека, кому запрещено гулять с авоськами.
Как обычно вышел из училища, сел на трамвай и поехал в Автово. Пересадка на метро до остановки Невский проспект. Казалось бы рядовое событие. Но не все было просто в данном случае. Только я вышел из метро на проспект, как передо мной возникла внушительная фигура негра. Как будто он ждал именно меня! Африканец выбрал из толпы курсанта и обратился ко мне. Задал какой-то вопрос на английском. Говорит быстро, тычет в лицо запиской...
Казалось бы обычный, стандартный эпизод... подошел человек и спросил... Но, тут-то подбежал к военнослужащему явно иностранец (советских негров я ещё не знал). В голове пульсирует первая мысль: «А если он шпион?» И сразу за ней возникает вторая: «Завтра же тебя вызовут к начальнику училища и будут разбираться!?» Вот-вот, думаю, как я буду отвечать на вопрос:
- А чего это вы, Константин Викторович, коммунист, курсант-выпускник Высшего политического училища, общаетесь на улице с гражданином иностранного государства!?
Выход нашёлся быстро. Не замедляя шаг и не изменяя направления, резко отстраняю портфелем негра-иностранца от себя в правую сторону. Он шарахается, а я произношу, на чистом английском, с аристократическим акцентом:
- Ай ноу андестенд!
Уроки английского языка не пропали даром. Сразу вспомнил добрым словом нашего преподавателя Киру Ивановну Шахназарову!!! (светлая ей память). Она нам часто напоминала, что чёткое произношение - это признак элитарного лондонского акцента «posh». На нём произносила свои речи королева Елизавета II и разговаривал весь английский истеблишмент.
А я, простой советский курсант, только что «опустил» негра и продолжил движение в сторону Московского вокзала. Внутренний голос подбадривал меня:
- Костя не оборачивайся. Ты достойно выкрутился из непростой ситуации! А негритос понял, что ты не ровня какому-то заезжему плебею. Пусть с вопросами обращается в советскую милицию...

3. Выпуск: сон в руку!

Июнь 1975 года. Приближалось финальное заседание мандатной комиссии, на котором должны утвердить места нашей дальнейшей службы. Следили за этим процессом в каждой группе по-своему. Учебные классы были похожи на образец Ленинской комнаты подразделения с некоторыми дополнениями. Так в нашей 37-й группе мы оформили тыловую стену в виде карты СССР. На ней флажками ребята обозначили родные города и сёла, откуда приехали в Ленинград. И на этой же карте хотели нанести звёздами районы назначения по выпуску.
Накануне мандатной комиссии мне приснился сон. С высоким качеством изображения, как говорят профессиональные фотографы, мне представились точки, где будут служить мои товарищи. Видел я 18 человек возле огромной карты Советского Союза. Потом стало ясно, почему другие не приснились. Их распределили в Москве. И это была чистая правда.
Утром, перед началом занятий, я подошел к карте и точно указал боевым друзьям, где согласно моему «видению» придётся им служить. Хабаровский край достался Володе Пронину, Сергею Еремееву светила Архангельская губерния, Бокаеву Султану, Кострикову Алексею, Шепеленко Володе и мне предлагалась Свердловская дивизия. Остальных просто за давностью лет не вспомню…
Первым на мандатную комиссию пригласили курсанта Еремеева. Он выскочил из кабинета буквально через пару минут и с радостным удивлением заявил:
- Масленко, ты-колдун! Меня направили в Архангельскую дивизию!
Дальше уже никто не удивлялся. Бокаев, Костриков и Шепеленко получили назначение в Свердловск. И когда меня в начале беседы подполковник Бадеев спросил, как я смотрю на предложение служить в Свердловской конвойной дивизии, я окончательно понял, что сон был «в руку».
К такому распределению я уже был морально подготовлен. В Свердловской области у меня жили родственники, что тоже успокаивало и придавало моему распределению какую-то логичность. Бодрым голосом ответил, как учили:
- Готов служить там, куда направит Родина!
Анатолий Трофимович, с облегчением вздохнул. Он понял, что отказа с моей стороны не будет. Пожал мне руку и пожелал удачи в службе!
Не секрет, что борьба за «тёплые места» службы велась некоторыми товарищами и их родителями до самого последнего дня учёбы. И комбат переживал, наверное, как никто другой, когда планы, установленные Политуправлением, рушились.

Лейтенант Константин Масленко. Ленинград - Обнинск

Память возвращает нас в юность.
Там было весело, тепло и уютно...
С Днём Защитника Отечества, старые солдаты!

С уважением и надеждой, Ваш брат полковник Суслов (Не Брежнев).
Москва, 22 февраля 2024. За окном минус 5...

однокашники, День Защитника Отечества, ВПУ МВД СССР

Previous post Next post
Up