Мемуары. Проверка на зрелость

Mar 23, 2021 13:21

А жизнь летит вперёд без остановки.
Что было раньше? Что ж грустить о том.
Мы вспоминаем с лёгкою тоскою
Молодость с армейским вещмешком... (Александр Прусак, 2019)



Юрий Савицкий с женой Татьяной и сыновьями. Горький, 1979.

Заметки лейтенанта
(Из воспоминаний Юрия Савицкого)

Часть четвёртая. Проверка на зрелость

В 1979 году Горьковскую дивизию проверял Главк ВВ МВД СССР. И мне просто «крупно везло» на этой проверке. В Костарихинский батальон прибыла комиссия во главе с начальником химической службы войск. Назовём его «полковник N». Славу он имел принципиального, резкого, порой несдержанного офицера, беспримерно лютого до выставления проверяемым подразделения «двоек»…
Как обычно реагируют в войсках командиры на такие проверки? Мобилизуются сами и мобилизуют всех своих подчинённых на успешную сдачу итоговых занятий. Но в «ссыльном» батальоне всё было иначе.
Говорят, у трусливого солдата перед боем всегда «то понос, то золотуха». Накануне проверки ключевые фигуры батальона - командир и начальник штаба - «срочно» оказались тяжело больными. И даже справки соответствующие представили. «Отдуваться» перед московской комиссией оставили одного старшего лейтенанта Савицкого - он молодой, ему терять нечего.
Начало проверки было интригующим. Инспекторская группа, без завтрака, минуя штаб батальона, прямиком направилась в Дзержинскую роту. Я, как врио комбата, на автомобиле успел прибыть в роту буквально за несколько минут до начала смотра химимущества и доложил председателю инспекторской комиссии. Тот пожал мне руку и сразу же отдал команду:
- Старший лейтенант, «Газы!»
Не зря учили меня настоящим образом военному делу в Суворовском училище и в ВПУ МВД СССР - норматив я выполнил на «отлично»!
Однако на плацу, где была выстроена рота, «двойки» посыпались одна за одной: отсутствует клапан на коробке противогаза, коробка погнута, маска подобрана на размер больше... Кроме того, у большинства противогазов было обнаружено перекручивание трубок!? По всем показателям вырисовывалась общая неудовлетворительная оценка!? И ведь ещё не смотрели готовность ОЗК...
Тут я понял, что надо срочно предпринимать неординарные меры профилактики. Доложил командиру полка о происходящем. Полковник Хуринов был очень лаконичен:
- Накрывайте «поляну» на природе. Через два часа буду у вас.
В перерыве контрольных занятий все офицеры и прапорщики роты сбросились «в шапку замполиту». Набралась приличная сумма денег! Срочно забили свинью. Пока тушу освежевали, хозяйки достали из семейных кладовых домашнюю колбасу, солёненькие огурчики-помидорчики-грибочки и другие деликатесы. Через пару часов ветераны роты приготовили на опушке леса «скатерть-самобранку». Женщин-контролёров переодели официантками. Все волжанки-красавицы! К этому времени приехал и командир полка. Пригласил гостей на ужин. Офицеры Главка не отказались от пикника.
В какой-то момент я увёл с «поляны» членов комиссии, оставив командира полка с руководителем группы наедине «решать все дальнейшие вопросы» инспектирования.
Предложение «по рюмочке» полковником N было принято, как должное. А через час-полтора я уже отвозил Председателя в гостиницу Горьковской макаронной фабрики. Сюда, в отдельный номер, успели доставить его вещи из общей для членов инспекторской комиссии городской гостиницы.
- Здесь вам, товарищ полковник, будет удобнее! - Постарался я успокоить главного проверяющего.
А далее были предприняты ещё некоторые дополнительные меры для полноценного отдыха и расслабления старшего начальника. Я покинул гостиницу, тактично сославшись на необходимость заняться исправлением обнаруженных недостатков.
- Имейте ввиду, - наказал начхим войск, - в 8 часов я продолжу проверку!
Утром, как и было условлено, в 8 часов, после плотного завтрака, все члены комиссии продолжили работу, но без Председателя. Только в 11 часов он позвонил в роту. Полковник N как-то тепло, я бы сказал, по-отечески спросил:
- Савицкий, тебе «четвёрки» за проверку батальона хватит?
- ???
К вечеру инспекторская проверка была успешно завершена. Рота, а значит и батальон, получили твёрдую хорошую оценку. Батальон был спасён от разгрома! Мой авторитет в коллективе офицеров и прапорщиков стал непререкаемым…
С того момента зауважал меня и командир полка. На подведение итогов полковник Хуринов собрал командование батальона и в узком кругу заявил:
- Старший лейтенант Савицкий сделал невозможное - сумел сдать проверку на «хорошо»! Молодой замполит, можно сказать, спас батальон, полк и всю дивизию! А вам обоим «больным» я ещё «вставлю» по первое число!?
И, действительно, в приказе по итогам инспекторской проверки всем воздал должное!
На собрании партийного актива уже командир дивизии в докладе дал высокую оценку организаторским способностям замполита Костарихинского батальона, отметив меня среди самых перспективных офицеров соединения. А заместитель командира дивизии по тылу полковник Семён Васильевич Жарёбкин выдал мне наряд на приобретение легкового автомобиля «Нива» вне очереди! Это был самый ценный подарок в моей короткой офицерской карьере.
Но как быть с автомобилем, если его цена больше 10 тысяч рублей, а зарплата замполита батальона - 300 рублей в месяц? Пришлось обратиться к отцу. Он не отказал в материальной помощи младшему сыну. Взял я отпуск на 10 дней. Вместе с прапорщиком-автолюбителем Валерой Хомутовым мы отправились на Красногорский авторынок. В Горький возвращались на новенькой белой «Ниве».
А дальше «спасителю полка», открывалась прямая дорога в Академию!

Окончание. Начало заметок здесь:
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1213902.html
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1214813.html
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1215991.html

Полковник в отставке Савицкий Ю.В.
3 марта 2020 года, Ярославль - Горький - Москва.

Вот так служили в Поволжье 40 лет назад...

однокашники, ВПУ МВД СССР, солдатские байки

Previous post Next post
Up