Рожденные в огне. Упражнения на тему "философии отечественной истории"

Jul 16, 2020 14:26

Встретил я тут интереснейшие размышления вокруг геополитики античности:
https://culturgy.livejournal.com/11185.html
Примерно в середине II тысячелетия на Ближнем Востоке сложилась первая космополитическая цивилизация, объединившая ранее автономные регионы в единый мир-экономику. В рамках этого обширного пространства происходили интенсивный торговый, дипломатический и культурный обмен, унификация социальной структуры, технологической базы, военного дела и образа жизни элитарных слоев. В социальном плане этот мир был пирамидой, где над массами эксплуатируемых крестьянских общин возвышались привилегированные сословия
Главная ударная сила бронзовых держав - относительно небольшие профессиональные контингенты боевых колесниц. ...Колесницы использовались как мобильные платформы для облаченных в броню лучников, использовавших дальнобойные композитные луки. Поскольку колесничному лучнику не приходилось перемещаться на своих двоих, доспех мог быть сколь угодно тяжелым и прочным, закрывающим от стрел все тело. Мобильные «мехкорпуса» таких колесниц, способные быстро передвигаться по полю боя и наносить удары в самые слабые места, наводили страх на пехоту того времени.
На рубеже XIII-XII вв. до н.э. произошла всеобщая демократизация военного дела. Она оказалась серьезной проблемой для позднебронзовых обществ, культивировавших жесткую сословную иерархию и опиравшихся на небольшие профессиональные армии.
Усовершенствование военного дела в самих же цивилизованных странах вызвало к жизни эффективный и недорогой противовес боевым колесницам: легкую пехоту, вооруженную дротиками, которые были способны калечить коней, портить упряжь и обездвиживать колесницы. На беду, именно в таких подразделениях часто служили наемные варвары, физическая подготовка и природная отвага которых делали их более пригодными, чем местные жители, для роли «истребителей танков».
Наиболее активная фаза Катастрофы длилась всего одно поколение (примерно с 1200 по 1175 гг. до н.э.). В начале этого процесса организацией варварских вторжений могли заниматься периферийные лидеры цивилизованного мира.
культурный прогресс в обществах Высокой Азии [я бы здесь не Европу и Азию противопоставлял бы, а доэллинскую традицию и эллинскую инновацию - Н.К.] примерно так и создавался: элитарное сословие, восседающее на вершине социальной пирамиды и бесконечно далекое от «народа», формировало запрос на творчество, стимулировало его и производило отбор.
В Европе эгалитарный коллектив сумел с успехом заменить элитарного «барина» в роли культуртрегера. Разумеется, для того чтобы коллектив оказался на это способен, он должен быть и сам организован иначе, и культивировать в себе другой человеческий тип, чем базовая ячейка азиатского общества - придушенная государством крестьянская община. И в таком коллективе стимулируемые творцы не остаются «крепостным театром», а превращаются в его естественных лидеров.
К изобретению Европы будущих европейцев подвигла Катастрофа Позднего Бронзового Века и ее «сердцевина» - демократизация военного дела.
В римском и карфагенском варианте, в отличие от восточных эллинистических империй, верховное положение занимал не институт военной монархии, а разросшийся имперский полис как целое. При этом, ослабляя эгалитарные тенденции у эллинов, у себя римляне долгое время культивировали и сохраняли эгалитарные институты.
Массовое, народное желание «инвестировать в развитие» (или хотя бы терпимость к инноваторам) изначально могло появиться только в экс-цивилизованных обществах, переживших Апокалипсис и сохраняющих память о более лучших временах.
Нужна была действительно суровая катастрофа, которая не оставила шансов на выживание тем, кто был способен существовать только по инерции, и дала возможность выжить только гибким и предприимчивым людям.
у людей в «Постапокалиптике» еще остается память о том, что можно жить иначе, лучше. Обретаясь на руинах великой цивилизации, они, в массе, понимают, что многое утратили, и ценят тех, кто сохраняет остатки прежних знаний и навыков, либо способен воспроизвести утраченное каким-то иным, новоизобретенным способом.

И возник у меня, уважаемые господа и дамы, вопрос:
а что, если под таким углом посмотреть на нашу "пред-родовую" Катастрофу, на ордынское нашествие? Могло ли это потрясение дать интересные социальные новины описанного типа? Русь Рюриковичей к XIII веку можно с оговорками описать как иерархическое и застывшее общество в затяжном кризисе. Можно ли сказать, что в этом случае лучше ужасный конец, чем ужас без конца?
Перечислим условия на "очищающую катастрофу", что приведены у ув. culturgy
1) Апокалипсис должен смести не один регион (что сделало бы его просто легкой добычей соседей), а погрузить в долгий кризис всю «мировую систему».
Орда смела/потрепала не только Русь, но и многих соседей. Не пострадавшие были, в основном, или слишком пока слабы, или слишком далеки.
2) Необходимо окраинное, изолированное положение региона в рамках цивилизации, чтобы он получил фору, пока азиатская элитарность будет восстанавливаться в центральных областях и ей будет не до удаленных окраин.
Было.
3) Пред-апокалиптическая азиатская модель социального устройства не должна быть эндогенной для данного региона. Это результат недавнего заимствования или завоевания.
И это было, факт.
4) Революция в военном деле, усиливающая потенциал небольших эгалитарных обществ, дала бы эгалитарному региону больше шансов сохранить самостоятельность и собственный путь развития перед лицом внешней азиатской угрозы.
Можно ли сюда, пусть и с оговорками, притянуть "пороховую революцию"? Стрельцы, казаки, охочьи люди на насадах и с пищалями...
5) География региона должна способствовать развитию сильных и независимых локальных общин. В то же время она должна помогать внутрирегиональным контактами и обменам.
Леса и болота Северной Евразии, прорезанные реками, можно, с оговорками, сюда подтянуть.

Что же, получается следующая схема, предельно примитивная, но не совсем безумная, а также подкупающая своей неожиданностью.

Итак. Волго-Окское междуречье, медвежий угол Евразии, безнадежно отставший от "продвинутого" Средиземноморья. Еще даже не "Азия".
Но крах античности приводит к тому, что некогда грандиозное наше отставание по экономике, культуре становится уже и не таким впечатляющим. Эволюция торговых путей создает крупную "Империю Рюриковичей", которая достаточно быстро приходит к "пирамидальному" виду с немногочисленной военной элитой, жестко эксплуатирующей практически бесправные низы.
А в XIII веке приходит "жирный полярный лис". Причем приходит он в первую очередь к нашим элитам, очень резко подрывает их силовой, экономический, "легитимный" ресурс. И к XV-XVI веку формируется новая любопытная соц. структура, где между "элитой" и "быдлом" возникает "вооруженный средний класс" :-)
"Постордынский" период (вторая половина XV - нач. XVI вв.) - период абсолютного доминирования конницы, причем последняя облегчается [прибавляет в численности - Н.К.!] и "ориентализируется" по мере того, как Москва прибирает к своим рукам и власть, и земли. Однако появление и распространение огнестрельного оружия обозначает перспективу и для пехоты. https://thor-2006.livejournal.com/787358.html
Результат налицо.
На начало XIII века "Русь Рюриковичей" отступает по всем фронтам, теряя влияние/территории в Прибалтике, в Прикарпатье, в Причерноморье. Абсолютный провал 1230-ых -- закономерный итог долгого процесса.
ВКМ Ивана III при удачной конъюнктуре, за счет хорошей дипломатии и отличного военного руководства у ВКЛ "отжало" спорные "Северские земли", смогло взять Вязьму, но на Смоленск уже сил не хватило (уж извините за использование "военной приемки качества гос. структуры", иных не вижу для этого времени).
РЦ Ивана IV при плохой внешней конъюнктуре, паршивой дипломатии и среднем военном руководстве было способно на акции уровня "Полоцкого взятия"; серию войн со всеми соседями разом (причем ВКЛ уже "отдалось" в РП из-за страха перед "московитом") закончила с небольшими потерями на западе и огромными приобретениями на востоке.
РЦ Алексея Михайловича при неплохой внешней конъюнктуре, средней дипломатии и среднем военном руководстве взяло Смоленск, Полоцк, Витебск, Вильно и закончило большую войну на западном направлении с заметным плюсом.
К петровским временам чудовищное отставание от мировых лидеров стало совсем не таким чудовищным (и это на фоне уникального культурного... "взрыва", что пережила Западная Европа и связанные с ней территории в XIV-XVII веках! если они неслись со скоростью У. Болта, то какую скорость развили мы, раз получилось подняться с карачек и даже чуть подсократить разрыв?), численность населения впечатляюще выросла, его относительное качество жизни также заметно выросло, была создана серьезная экономическая и демографическая база для преодоления накопившегося культурного отставания.
Можно пафосно заявить:
в результате Катастрофы бронзового века "Европа" родилась;
в результате Катастрофы ордынского нашествия вышла на берега Тихого океана.
Можно. Но нужно ли? :-)

image Click to view

дороги Армагеддона, русофилия, история, история России

Previous post Next post
Up