Dec 01, 2013 13:14
Жестокое насилие в разных условиях имеет разные последствия. В России, начиная с мая 2012 г. режиму, в целом, удалось устрашить и деморализовать протестующих (другое дело, что не навсегда). В Украине эффект жестокой ночной акции заезжего «Беркута» будет противоположный, более похожий на Оранжевую революцию 2004 г. и крах ГКЧП в августе 1991 г. Почему?
1) Слишком большой и дружный настрой протестующих.
2) Слишком большой шок от жестокого насилия по отношению к участникам Евромайдана (преимущественно, студенческой молодежи). Но шок этот вызывает не страх, а гнев.
3) Слишком мало сил для репрессий с достаточной лояльностью власти и готовностью не единожды, а систематически бить дубинками мирных сограждан,
4) Слишком мало денег, которые режим может тратить на прокорм, подкуп и воспроизводство такого аппарата насилия.
5) Когда обнаружится, что на дальнейшие репрессии у режима не хватает ни духу, ни сил, это взрывным образом увеличит энтузиазм (уже непримиримый к Януковичу и его группе), а численность протестующих, исполненных гнева, но уже избавленных от страха, будет расти как снежный ком.
6) Уже началось бегство политиков от Януковича, поддержка его скоро будет восприниматься как позор и утрата репутации.
Чего ожидать в ближайшем будущем? Армия, милиция, спецотряды «Беркут», скорее всего, на время притихнут, будут отказываться применять силу, а затем присягнут победителям в политической борьбе.
Самоблокирование силовых структур резко увеличит значимость и влияние «уличной политики».
Как депутаты, так и чиновники, заинтересованы в своем политическом выживании. Они будут все быстрее переходить на сторону оппозиции. Процесс раскола и Администрации Президента, и Правительства, и даже Партии регионов уже начался.
Если перестроившаяся Рада сама не принудит Януковича к отставке, то усилившийся Евромайдан будет способен блокировать работу Рады и Правительства, привести режим к политическому кризису, выходом из которого будут досрочные выборы (по образцу 2004 г.).
Восток и Крым в другой ситуации могли бы и отколоться от Киева, но уж слишком не привлекателен путинский режим в России. Недовольство событиями в Киеве в этих регионах, конечно, есть и будет («наших бьют!»), но его опасность вполне может быть снята кампанией досрочных выборов (как парламентских, так и президентских).
Вывод: скорое падение режима Януковича предопределено. Счет идет на месяцы и недели, а то и на дни. Договор с ЕС будет вскоре подписан. Такова повестка дня «на завтра».
А вот экономические проблемы не исчезнут, скорее, усугубятся. Сумеет ли новая власть конвертировать подъем энтузиазма эйфории «сближения с Европой» в позитивные институциональные изменения и последующий социально-экономический рост? Не повторит ли ошибок и провалов «оранжевых» лидеров? Сумеет ли обновленная Украина преодолеть трудности, которые будет ей чинить Кремль?
От успеха или неуспеха Украины на этом пути многое зависит и в поворотах будущей российской политики.
современные революции,
политическое насилие,
макросоциология,
гражданская самоорганизация,
геополитика