"Фантазия" 1976
Дуэт Майи Плисецкой и новосибирского танцовщика Анатолия Бердышева частично сохранен на видео благодаря режиссеру Анатолию Эфросу,
снявшего их в фильме "Фантазия". О том, как появился этот необычный творческий союз, и не только об этом, рассказывал сам Анатолий Васильевич в 2002 году газете "Новая Сибирь". Сайт газеты с тех пор потерял свой электронный архив, поэтому сохраню копию этого интервью здесь.
Анатолий Бердышев: Я балетом жил, живу и буду жить
26 июля 2002 года
"Новая Сибирь"
- Анатолий, какие качества, на ваш взгляд, определяют балетную судьбу?
- Все зависит от того, что ты называешь судьбой. Если карьеру звезды, то тут никакое усердие не поможет. Балетной звездой нужно родиться. А если речь идет просто о «перваче» - премьере, то, безусловно, очень многого можно добиться терпением, силой воли, преданностью искусству. Но в обоих случаях это изматывающий труд, который может сломать даже способных людей.
- Как вы стали артистом балета?
- Случайно. В моей семье понятия не имели, что это такое. Честно. Жили мы на Первомайке, вчетвером ютились в комнате площадью семь квадратных метров. Я жил и дружил с обыкновенными пацанами. Развлечение было одно - драки стенка на стенку. У нас в районе была своя банда, в Стрелочном городке - своя, еще под боком - третья. А в балет меня вовлекла моя мама. Она прочла в газете о наборе в хореографическое училище и невольно втянула меня в этот вытягивающий все жилы труд.
- Вы так говорите об этом, как будто сожалеете.
- Ну, теперь уже поздно сожалеть. Да я и не сожалею ни о чем. Жизнь прожил интересно, танцевал много, мир повидал, с людьми чудесными общался.
- Вас взяли в театр сразу на ведущее положение?
- Что ты! Тогда такого не было. Брали только в кордебалет, хотя меня после окончания училища звали в Челябинск сразу на главные партии. Отказался. Слишком любил Новосибирск, наш театр.
- Но в «корде» вы не задержались.
- Нет. Сложилась такая ситуация, что часть солистов уехала, а часть уже была в предпенсионном возрасте. И мне через год после работы в театре дали станцевать Солора в «Баядерке». Партию мирового уровня.
- Ваш творческий и семейный союз с Любовью Гершуновой длится...
- 35 лет, с 1967 года. Мне надо было ехать на гастроли с театром в Париж, и так вдруг захотелось, чтобы по приезде меня дома жена ждала. Перед самым моим отъездом сели мы с Любой в трамвай, поехали в загс и расписались.
- До этого ведь долго дружили?
- С первого класса училища, записки передавали через нарочных друг другу, ссорились, мирились. Словом, все как у людей.
- О вашем долгом творческом союзе с Майей Плисецкой говорили много, и часто с завистью. Как он возник?
- Как возник? А просто возник. И поначалу по чисто практическим причинам. Постоянный партнер Майи по «Анне Карениной» Александр Годунов, который потом уехал на Запад, получил травму. Это был 1975 год. И нас - меня, Хмелева Сашу и Татьяну Капустину - пригласили «выручать» спектакль в Большом. Одели всех в костюмы от Кардена (он ведь для Плисецкой долго работал), и имели такой успех, что Майя пригласила меня стать ее постоянным Вронским в «Карениной».
- Так и жили между Москвой и Новосибирском?
- Да. Ведь «Каренина» шла в Большом не меньше двух раз в месяц.
- Общение с Плисецкой подразумевает и тесное общение с ее мужем, композитором Щедриным.
- Ну, Родион замечательный человек. Столько помогал мне. Вот, скажем, элементарная проблема для тех лет. Вылететь невозможно. А Щедрин был депутатом Верховного Совета. Один звонок - и я уже в самолете, лечу в Новосибирск, чтобы вечером танцевать Красса.
- С Плисецкой вы объехали половину мира.
- Да. Сейчас попытаюсь вспомнить. Япония несколько раз, Италия, Париж, Австралия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, но был случай, когда Майя заболела и распорядилась, чтобы «Лебединое» в Аргентине и Бразилии танцевали бы непременно только мы с Гершуновой.
- У вас ведь с Плисецкой снят полнометражный музыкальный фильм «Фантазия» на тему «Вешних вод» Тургенева, с участием Смоктуновского.
- Да, теперь уже так не снимут. Ведь телеверсию осуществлял великий режиссер Анатолий Эфрос, а ставил главный балетмейстер ГАБТа БССР Валентин Елизаров. Зубры!
- Ваш творческий союз с Плисецкой оборвался как-то неожиданно...
- Да не было никакой неожиданности. Майя Михайловна по натуре хозяйка во всем. Ей нужен был постоянный партнер, и тогдашний министр культуры СССР Петр Нилович Демичев пригласил нас с Любой на постоянную работу в Москву. Уже и ключи были приготовлены для нашей двухкомнатной московской квартиры. Мы отказались. А Майя начала тогда интенсивно работать с новым постоянным партнером - Борисом Ефимовым.
- Анатолий, насколько вы свободны были в нашем театре? Могли, например, отказаться от нежеланной партии?
- Такие случаи бывали. Мы, например, несколько раз станцевали «Антония и Клеопатру», а потом всем составом ушли из спектакля. Качество хореографии было слабое.
- Вам хотелось когда-нибудь танцевать авангардистские балеты?
- Поверь, самое трудное в балете - классика. Модерн танцевать намного легче.
- Толя, ваш сын тоже стал артистом балета. Вы довольны этим?
- Я люблю сына безумно. И если доволен он, то доволен и я. А ему нравится танцевать.
- Балетный век недолог. И когда вы ушли на пенсию, то пять лет проработали главным балетмейстером в нашей оперетте и пятнадцать лет преподавали в хореографическом училище. Потом из училища ушли.
- Ушел. Потому что работать с Надеждой Сныткиной невозможно. Училище стало напоминать лагерь, и отнюдь не пионерский. Сейчас я руковожу муниципальной детской хореографической школой, жена там же работает преподавателем.
- С Любой трудно работать?
- Трудно. Она ведь талантливее меня. Но и без нее невозможно. Сейчас ты спросишь меня, кто главный у нас в семье. Сразу отвечаю - она.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Балетом.
- Как форму держите?
- Это форма нас держит. Попрыгай-ка перед детишками целый день.
- Ну хобби-то у вас есть какое-нибудь?
- Да сколько тебе толковать, хобби одно - танец. Я балетом жил, живу и буду жить.
Андрей ЖУРАВЛЕВ, «Новая Сибирь» Фото Михаила ДОВГАЛЯ
-----------
Прошел год, как их почти одновременно не стало.