6 января 2013
Коппелия
Новосибирский академический театр оперы и балета
Сванильда - Анна Жарова
Франц - Иван Кузнецов
Коппелия для меня - это что-то вроде ожившей старинной музыкальной шкатулки с танцующими фигурками. В спектакле совершенно особенная эстетика, построенная не на силовых трюках, а на внешне бесхитростном танце, аккуратности, мелких нюансах, жестах, приправленных большим количеством «говорящей» пантомимы и очаровательных в своей простоте шуток. Атмосферу радости этого спектакля трудно сравнить с чем-то еще в НГАТОБ, за эту его уникальность очень его люблю.
Очаровательны подруги Сванильды, аккуратно отработавшие выходы в двойках, мимирующие что им «и хочется, и боязно» нагрянуть непрошенными гостями в таинственный дом, познакомиться с молчаливой затворницей. Сколько человеческой радости в простом танце девушек, вызванном ожившими куклами. Сколько детского лукавства «ой, боюсь-боюсь!» у двух подружек, которые спрятались за занавеской и последними спасаются от грозного хозяина. В труппе появились новобранцы, которые начали осваиваться в тексте и музыке ;) - но такие моменты успешно обрабатываются внутренним фильтром, и на итоговом впечатлении не сказываются :)
В глазах Коппелиуса Евгения Гращенко горит дьявольский огонек, но при этом старик-алхимик мил, немного вздорен и совсем не страшен. Опытный партнер, хотя и не танцует больше ведущих ролей, но по-прежнему может незаметно, не выходя из образа, поддержать балерину.
Замечательной пантомимой Иван Кузнецов создает своего Франца - наивного мечтательного юношу, немного напоминающего учителя Марина Мирою из «Безымянной звезды». Даже странно, что он до сих пор не познакомился с Коппелиусом, настолько близки эти персонажи по духу, только один старый, другой малый. Потанцевать Ивану удается в основном только в финальном па-де-де, где артист показал уверенные поддержки, порадовал красивейшим гран-пируэтом. Типичное классическое па-де-де, стилистически никак не связанное с образами героев в предыдущих актах, воспринимается все же нормально - как идеализированное видение друг друга влюбленными героями - Он ее Принц, Она его Принцесса.
Сванильда заставляет задуматься, почему балет не назван именем главной героини - так много действия завязано именно на нее. Такое удовольствие видеть легкие радостные прыжки, аккуратные па и четко зафиксированные позы, где каждый палец легко и без малейших колебаний находит свое место, где присутствует отличный апломб.
Кокетливо приподнятые кончиками пальцев края юбки - маленький жест, один из тех, которые и создают атмосферу балета. Удивительна легкость, с которой Анна Жарова преображается: кукольная пластика сменяется человеческой, женственной, и даже невольно веришь вместе с Коппелиусом этому лукавому чуду; «испанский» веер, «шотландский» шарф - и вот вам порция народно-характерного танца )
Роль Фоли была очень хорошо исполнена Ольгой Третьяковой. Чувствовалась некоторая зажатость, даже назвал бы ее «ученическая»; но уверен, что это уйдет.
Эстетический фильтр был пробит двумя «коленцами» ведущей пары в па-де-де третьего акта.
Первое - прыжки с головоломным вращением у Ивана. Как их назвать - не знаю, просится слово «козлы» :) Высоченные, четко сделанные, сами по себе прыжки смотрятся великолепно. Но, разухабистые, они выглядят позаимствованными из характерного репертуара (впрочем, надо отдать должное артисту, разухабистость была сглажена присущей Ивану элегантной манерой танца), и как-то не вяжутся с тем образом Франца, которого Иван старательно лепил до этого.
Второе - круг вращений Анны. Артистка пронеслась по сцене турбореактивной юлой, и это впечатляло - опять же само по себе, но музыка при этом неторопливо напевала что-то свое, лирическое, и в целом стремительный бравурный антимузыкальный танец выглядел… по-хулигански :) Повеяло Дон Кихотом :)
Коппелию до этого смотрел года два назад, и как оно было раньше, подзабыл. Теперь вот в недоумении, то ли я этого раньше не замечал, то ли это все же новшество. И если новшество, что бы это значило? То ли танцовщики кому-то что-то доказывают, то ли скучают по неким ролям. Или обозначился модный тренд - внедрять wow-эффекты независимо от музыки и стиля?
Как бы то ни было, впечатление от балета очень позитивное, чувствуется, что артисты работают в нем увлеченно. Огромное им спасибо, что спектакль с двенадцатилетней историей выглядит так же свежо, как и в дни своей молодости.