Довелось поработать в Национальной библиотеке Франции (Biblitheque National de France - BNF). Расскажу о моем первом посещении.
Мне нужно было посмотреть театральные маски из фонда Ростислава Добужинского. В электронном каталоге BNF указано, что снимки масок можно увидеть в читальном зале, и я думал их там скопировать. Старинное здание библиотеки находится на улице Ришелье в Париже, оно замечательный памятник архитектуры и, конечно, я планировал заодно там пофотографировать.
У входа в Национальную библиотеку Франции
Театр начинается с вешалки, а BNF - с пункта досмотра. Процедура как в аэропорту. Предъяляю охране содержимое карманов и рюкзака, миную рамку-металлоискатель, вхожу в здание библиотеки и двигаюсь по стрелке "запись читателей". Она приводит к дубовому кабинету с вежливой дамой за внушительным столом.
- Здравствуйте, я хотел бы попасть в читальный зал, чтобы познакомится с фондом художника Добужинского.
- Вы знаете, по таким темам в нашей библиотеке работают только исследователи.
- Да, я как раз исследователь.
- У исследователя должна быть ученая степень и научные труды.
- У меня есть ученая степень, статьи и книги.
- Дайте мне пожалуйста Ваш диплом или покажите Ваши научные работы.
Диплома с собой, конечно, нет (да и вряд ли бы помог диплом на русском). Достаю ноут, роюсь в интернете, нахожу свои статьи на английском, показываю.
- Я вижу Ваши труды, но все они посвящены технике и компьютерам, а Вы собираетесь изучать фонд художника. У нас можно работать только по теме своей научной специализации.
- Да, но сейчас я работаю как исследователь-историк. У меня есть публикации о художниках Добужинских, правда все на русском.
Опять лезу в интернет, открываю свои статьи, показываю на ноутбуке. Мадам с глубоким сомнением смотрит на мою кириллицу. К счастью, в моих публикациях всегда много картинок и репродукций, я начинаю их показывать и объяснять, что, видимо, оказывает свое действие. Мадам соглашается выдать мне читательский билет и через 5 минут я получаю заветную карточку.
Следуя указанию, направляюсь в читальный зал - он рядом, на том же первом этаже. На входе предъявляю билет и меня пропускают. Зал велик и прекрасен.
Читальный зал Лабруст
У приемной стойки обращаюсь к дежурному библиотекарю и пытаюсь объяснить зачем я пришел, но меня не понимают. Достаю ноут, захожу в каталог BNF и показываю нужную каталожную запись. - А, облегченно говорит библиотекарь, вы не туда пришли. Вам нужно в зал театрального искусства, поднимитесь по лестнице на третий этаж, это там.
Иду к лестнице какой-то завораживающей архитектуры и уже предвкушаю, как буду ее снимать - снизу, и сверху, и на подъеме. У первых ступеней сидит девушка-дежурная, которая опускает меня на землю: - Месьё, с рюкзаками нельзя, оставьте его пожалуйста в гардеробе в подвале. - А ноутбук можно? - Ноутбук можно.
У главной лестницы
Спускаюсь на минус первый этаж, нахожу камеры хранения, не с первого раза разбираюсь как они работают, запихиваю туда рюкзак и куртку. Возвращаюсь к лестнице. Девушка-дежурная, оказывается, еще и проверяет читательские билеты. Она прикладывает свой сканер к моей карточке и...
- Месьё, ваш билет недействителен для прохода в исследовательские залы BNF, он действителен только для библиотеки INHA (Национальный институт истории искусств) - это зал Лабруст первого этажа.
- Ёклмн... Я только что из Лабруста и мне сказали идти наверх. Как мне туда попасть?
- Пойдите в приемную и попросите, чтобы ваш билет распространили на залы BNF.
Возвращаюсь в дубовый кабинет к важной мадам, объясняю, что мне нужно не в INHA, а в BNF, причем именно в исследовательские залы. Мадам снисходит и, поджав губы, что-то делает с моей карточкой. Я в третий раз подхожу к лестнице и - о чудо! - девушка меня пропускает. Взлетаю на верхний этаж, который, похоже, гораздо больше нижнего.
Нахожу зал рукописей, затем прохожу зал карт и планов, попадаю в музей...
У входа в зал рукописей и музыки
Зал карт, планов, эстампов и фотографий
Музей BNF
Но где же нужный мне зал театрального искусства? Спрашиваю у служителя, он меня направляет, но я понимаю его неправильно и опять двигаюсь по неверному маршруту. В конце концов плюю, снова спускаюсь вниз и на входе в библиотеку разживаюсь планом всех этажей. Оказывается, чтобы попасть в нужный мне читальный зал требуется не просто подняться на верхний этаж, но еще и пересечь здание библиотеки по стеклянному коридору на крыше. Вновь поднимаюсь по лестнице и нахожу этот переход.
Стеклянная галерея
За стеклянной галереей находится ротонда, из которой уже видна вывеска "Arts du spectacle". Уфф... Не прошло и полутора часов, как я добрался до театрального читального зала! Захожу, предъявляю билет, собираюсь объяснить что мне нужно. Но...
- Месьё, посещение нашего зала платное, а у вас нет ни оплаты, ни абонемента. Пожалуйста, спуститесь вниз, оплатите посещение зала в кассе, и тогда возвращайтесь.
Немая сцена. Выдавливаю: А можно я вам оплачу? - Нет, оплата только на кассе внизу.
Очередной раз спускаюсь на первый этаж, иду на кассу и оплачиваю пять посещений "моего" зала. Это стоит 24 евро (за однократное посещение берут 6 евро). Уже не помню в какой раз поднимаюсь на верхний этаж, - а это примерно как на четвертый этаж по стандартным меркам, - прохожу стеклянный коридор, и меня, наконец-то, пускают в читальный зал. Объясняю, зачем я пришел и слышу в ответ: - О да, это к нам, сейчас мы вам покажем маски, которые вы хотели видеть. Пройдите за монитор номер такой-то и введите на клавиатуре каталожную ссылку.
Сажусь за указанный стол, ввожу ссылку и на экране монитора появляются те самые нужные мне маски. Каждая сфотографирована в прекрасном качестве, в двенадцати разных проекциях. Лезу за телефоном, чтобы начать делать снимки с экрана и тут замечаю прямо перед носом аршинную надпись: КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается делась любые снимки с экрана данного компьютера! И вижу нацеленную мне в лоб камеру наблюдения...
Бегу к дежурному и спрашиваю, как же мне сделать копии того, что я вижу на экране. Мне вежливо отвечают: вы можете смотреть, делать записи и зарисовки карандашом(!), но копирование-фотографирование этих материалов запрещено. Если вам нужны копии - получите на это разрешение наследников художника.
- Но у него нет наследников!
- Так не бывает. По закону авторское право сохраняется 50 (или 75, не помню точно) лет, а ваш художник умер только 25 лет назад. Принесите, пожалуйста, разрешение правоприемников и мы сделаем вам копии требуемых изображений.
- Посмотрите, у меня есть собственноручное разрешение художника на публикацию его мемуаров, выданное в год его смерти.
- Оно на непонятном нам языке (русском). Пожалуйста, сделайте перевод, пошлите его нам по почте, и мы рассмотрим вопрос, можно ли разрешить вам делать копии.
Кафка.
Конечно, я послал в BNF перевод разрешения. И, конечно, получил ответ, что представленного документа недостаточно, чтобы разрешить мне скопировать работы художника, хранящиеся в библиотеке.
Утешала меня только красота здания BNF и масса интереснейших вещей, которые я для себя открыл в процессе блужданий по всем ее уголкам. Подробнее об этом в следующем рассказе. А здесь только два фото.
На главной лестнице
Овальный зал (он открыт для всех)
Как штрих к общей картине: в соседней Исторической библиотеке Парижа также имеется фонд художников Добужинских, где хранятся, в частности, эскизы театральных работ Ростислава Добужинского. Фонд этот каталогизирован от силы на 10%, но когда я попросил разрешение с ним ознакомится, мне начали вывозить из хранилища папку за папкой, разрешали все фотографировать и даже давали лампы для лучшей подсветки материалов. И все совершенно бесплатно.
Окончание здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/300597.html .