4 сентября в Библиотеке им. Д.С.Лихачева (СПб, пр.Тореза, 32) открылась выставка "В Петербурге Добужинского", где показаны городские пейзажи мастера и мои фотографии тех же мест. "По просьбам трудящихся" транслирую содержание выставки, показывая экспонаты так, как они представлены в витринах и с теми же подписями.
1. К.И.Сомов. Портрет Мстислава Добужинского. 1910.
Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) прославился своими городскими пейзажами, работами для театра, книжными иллюстрациями. Художник очень любил Петербург и сумел так неповторимо показать его в своих работах, что стал одним из немногих людей, чье имя соединилось с названием города. Петербург Добужинского - это фасад и изнанка города: центральные проспекты и фабричные окраины, набережные и дворы, укромные уголки и огромные склады, стены и крыши домов...
Добужинский рисовал Санкт-Петербург времен Пушкина и Достоевского, изменчивый Питер рубежа 20-го века, замерзший Петроград 1920-х и даже блокадный Ленинград, которого никогда не видел. Независимо от времени художник подмечал неброские, но важные детали, в которых словно живет душа Петербурга, его возвышенная красота и его «горькая поэзия».
Как выглядят сейчас места, которые когда-то изображал Добужинский? Что сохранилось, что изменилось, а что ушло в историю? Об этом рассказывают фотографии, соединенные с работами художника.
2.
М.В. Добужинский. Петербургский вид. 1895 / Двор Санкт-Петербургского университета, 2022.
С 1895 по 1899 год Добужинский был студентом юридического факультета университета. Он жил на углу Среднего проспекта и Тучковой набережной и ходил в университет через ворота, вид от которых и изображен на его первой картине, посвященной Петербургу.
3.
М.В. Добужинский. Двор. 1903 / Дом №16 в 7-й роте (ныне 7-я Красноармейская), где Добужинские жили с 1902 по 1909 год. Фото 2022 года.
Квартира художника выходила на две стороны дома. Представленный рисунок выполнен из тех ее окон, которые были обращены в сторону Обводного канала; его берег виден на дальнем плане. Для Добужинского эта пастель была своего рода "программной" работой.
4.
М.В. Добужинский. Обводный канал. 1902 / Обводный канал, 2022.
Слева на рисунке и фотографии видно одно из зданий Провиантских магазинов (складов) Измайловского полка, которые располагаются на северном берегу Обводного канала, напротив территорий Балтийского и Варшавского вокзалов.
5.
М.В. Добужинский. Банковский мост. 1902 / У Банковского моста, 2022.
Одна из первых заказных работ Добужинского, выполненная для воспроизведения на благотворительных открытках Общины святой Евгении (Красного креста). В изображенном здании бывшего Ассигнационного банка ныне располагается Экономический университет.
6.
М.В. Добужинский. Нева зимой. 1902 / Вид Невы с Английской набережной, 2022.
На рисунке Добужинского видны три зимние переправы через Неву: трамвайная (самая ближняя), огороженная пешеходная дорожка и дальняя тропа по льду. Две первые переправы вели к Академии художеств, а последняя - к университету.
7.
М.В. Добужинский. В Ротах. 1904 / Верстовой столб на Московском пр., 2022.
Изображенный художником верстовой столб находится на углу Московского проспекта и 7-й Красноармейской улицы (бывшей 7-й Роты), где жили Добужинские. Дома, показанные на заднем плане, сохранились, но сейчас надстроены четвертым этажом и дополнены фасадными пристройками со стороны бывшего дровяного склада.
8.
М.В. Добужинский. Фонтанка у Летнего сада. 1902 / Вечер на Фонтанке, 2022.
Рисунок создан по заказу Общины святой Евгении для благотворительной открытки. В левой части изображен Летний дворец Петра I, справа - Прачечный мост, перекинутый через Фонтанку в месте ее истока из Невы.
9.
М.В. Добужинский. Набережная Мойки. 1903 / Мойка у Храповицкого (Желтого) моста, 2022.
Желтая башенка в центре рисунка - это павильон усадьбы Бобринских, которая скрыта за деревьями. На заднем плане видны большой и малый эллинги Нового Адмиралтейства (ныне Адмиралтейские верфи).
10.
М.В. Добужинский. Русский музей. 1904 / Русский музей, 2024.
Этот декоративный рисунок был выполнен художником для каталога живописи и скульптуры Русского музея, вышедшего в 1904 году; он является заставкой к Введению.
11.
М.В. Добужинский. Троицкий мост. 1903 / Кронверкская набережная, 2022.
Рисунок выполнен для открытки Общины святой Евгении. Исторический фонарь, изображенный художником, ныне перенесен на Иоанновский мост, который переброшен через Кронверкский канал и ведет на территорию Петропавловской крепости.
12.
М.В. Добужинский. Казанский собор. 1905 / У Казанского собора, 2022.
Уголок Санкт-Петербурга мало изменившийся за прошедший век. Лишь одежда горожан и средства передвижения напоминают о времени создания работы.
13.
М.В.Добужинский. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". 1905 / У дома №92 по набережной Фонтанки, 2022.
В Петербурге немало дворовых арок с верхними полуциркульными окнами. Одна из них, выходящая на Семеновскую площадь, очень похожа на ту, что изображена на иллюстрации к "Станционному смотрителю". Подобные арки неоднократно появлялись в городских зарисовках Добужинского.
14.
М.В. Добужинский. Петербургский вид. 1907 / Фонтанка у площади Ломоносова, 2022.
Чернышев мост (ныне мост Ломоносова) был одним из любимых у художника. Он неоднократно рисовал его и окружающий городской пейзаж, участвовал в "спасении" моста в 1908 году, когда его хотели снести и заменить новой широкой переправой, пригодной для трамвайного движения.
15.
М.В. Добужинский. Петербург. Измайловский полк. 1909 / Измайловский проспект, 2022.
Измайловский проспект был главной артерией района Измайловских рот. Два трехэтажных дома, изображенных на рисунке, - это казармы Измайловского полка. На дальнем плане виден Троице-Измайловский собор, любимый храм Добужинских, где они крестили своих детей: Веру, Ростислава и Всеволода.
16.
М.В. Добужинский. Панорама Петербурга. 1912 / Вид на здание Сената от Петровского спуска, 2022.
Панорама была создана художником для издания "Картины по Русской истории", которое оформили лучшие художники Серебряного века. Добужинский рисовал из окон алтаря Сенатской церкви - на нижней фотографии они видны на третьем этаже полукруглой колоннады здания Сената.
17.
М.В. Добужинский. Набережная в Петебурге. 1908 / На Крюковом канале, 2021
На рисунке присутствуют характерные черты Петербурга Добужинского: глухая стена, забор, дровяной склад, канал, решетка набережной. Свою роль в сюжете играют и жители - вероятно, грузчики, отдыхающие после трудного дня.
18.
М.В. Добужинский. Охтенка. 1909 / В.М. Свешников, Я.Я. Нейман Охтенка. 2003.
Жители Охты издавна занимались молочным промыслом, сами держали коров, скупали молоко в окрестных деревнях. По утрам принаряженные охтянки спешили в город со свежим молоком. Скульптура молочницы с Большой Охты навеяна строкам Пушкина: С кувшином охтенка спешит, под ней снег утренний хрустит.
19.
Добужинский со своей матерью и детьми на балконе дома в Дровяном переулке. 1910 / Перспектива Дровяного переулка, 2022.
С 1910 по 1915 год Добужинские жили в доме №4 по Дровяному переулку, который соединяет набережные Пряжки и канала Грибоедова. В левой части современной фотографии виден балкон Добужинских, где был сделан семейный снимок 1910 года.
20.
М.В. Добужинский. На Пряжке. 1913 / Вид на Пряжку с Дровяного переулка, 2022.
На полотне Добужинского изображен вид из окон его квартиры в сторону Пряжки. Сейчас эта перспектива перекрыта новым зданием, поэтому фотография сделана с угла соседнего дома. Желтый трехэтажный дом у правого края снимка узнаваем и на картине.
21.
М.В. Добужинский. Марка кабаре "Бродячая собака". 1912 / Марка кабаре "Привал комедиантов". 1916. Оба фото 2022 года.
"Подвал бродячей собаки" сохранился на своем историческом месте, его вход и сцену поныне украшает эмблема Добужинского. "Привал комедиантов" располагался в подвале дома Адамини, на углу Мойки и Марсова поля.
22.
М.В. Добужинский. Эрмитаж, Летний сад. 1920 / Сад в Малом Эрмитаже, 2022.
Добужинский прекрасно знал Эрмитаж и даже водил по нему экскурсии. В 1918 году он был избран ученым хранителем Эрмитажа и членом худсовета Института Художественно-научной экспертизы.
23.
М.В. Добужинский. Двор Дома искусств. 1920 / Двор Талион-отеля, 2022.
В 1920 году по инициативе Максима Горького в бывшем доме банкира С.П. Елисеева был организован Дом Искусств (ДИСК), где жили и работали писатели, поэты, художники. Добужинский руководил в ДИСКе художественной секцией.
24.
М.В. Добужинский. Митинг перед Дворцом искусств. 1920 / На Дворцовой площади, 2022.
19 июля 1920 года на Дворцовой площади состоялся митинг по случаю открытия II конгресса Коминтерна. Зимний дворец назывался тогда Дворцом искусств и был выкрашен в кирпично-красный цвет.
25.
М.В. Добужинский. Ленин на конгрессе Коминтерна. 1920 / В зале заседаний Таврического дворца, 2022.
Для освещения конгресса Коминтерна были мобилизованы многие известные художники, в том числе и Добужинский. Один из его рисунков изображает выступление В.И. Ленина в зале заседаний бывшей Государственной думы в Таврическом дворце.
26.
М.В. Добужинский. Львиный мостик. 1922 / Львиный мост, 2022.
Лист из графической серии "Петербург в 1921 году", работы которой подписаны 1922 годом. В последующие годы Добужинский раскрасил некоторые литографии серии, причем варианты раскраски известны разные.
27.
М.В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи". 1922 /
На Крюковом канале, 2024
Небольшая книжка "Белые ночи", вышедшая в 1923 году в оформлении Добужинского, стала классикой книгоиздания, а его иллюстрации - подлинным шедевром книжной графики. На одной из них изображена набережная Крюкова канала в районе Никольского собора и Никольского рынка.
28.
М.В. Добужинский. Дом Шиля. 1923 / Дома Монферрана (слева) и Шиля на Вознесенском проспекте, 2022.
Иллюстрация к книге Н.П. Анциферова "Петербург Достоевского". Добужинский показывает переплетение судеб писателя и его героя: Достоевский жил в доме Шиля в 1847-1849 годах; Раскольников в романе "Преступление и наказание" также говорит: "А живу в доме Шиля".
29.
М.В. Добужинский. Екатерининский канал д. №108, 1923 / На канале Грибоедова, 2022.
Из иллюстраций к книге Анциферова "Петербург Достоевского". Уголок Петербурга, который изображают и писатель, и художник. Здесь происходит действие романа "Преступление и наказание", здесь на иллюстрациях Добужинского гуляют герои повести "Белые ночи".
30.
М.В. Добужинский. Лестница дома Раскольникова. 1923 / Лестница в доме Достоевского, 2022.
В детстве Мстислав Добужинский часто бывал в доме, где жил его дядя Е.П. Добужинский, и где когда-то жил Ф.М. Достоевский. Вполне вероятно, что рисунок лестницы дома Раскольникова навеян воспоминаниями о лестнице дома Достоевского.
31.
М.В. Добужинский. Ночь в Петербурге, 1924 / Петербургский вечер (улица Некрасова), 2022.
Одна из последних петербургских работ Добужинского перед его отъездом из России. Тревожный блоковский сюжет "ночь, улица, фонарь, аптека" соседствует с мотивом картины "Окно парикмахерской" самого Добужинского, созданной после поражения революции 1905 года.
32.
М.В. Добужинский. Декорация к опере "Пиковая дама", 1925 / Арка на Зимней канавке, 2022.
Декорация была создана для спектакля в Литовском государственном театре в Каунасе. Она живо напомнила эмигрантской публике о недавно покинутой Родине и вызвала бурную овацию на премьере. Оркестр и певцы остановились, и Добужинский должен был поднялся на сцену, чтобы раскланяться перед залом.
33.
М.В. Добужинский. Город. 1929 (по рис. 1914 г.) / Двор дома на Васильевском острове, 2022.
На картине изображен двор дома №23 по 4-й линии Васильевского острова. С 1911 по 1918 год здесь работала "Новая художественная мастерская", она же "Рисовальная школа княгини М.Д. Гагариной", где Добужинский был одним из ведущих преподавателей.
34.
М.В. Добужинский. Зимний вид. Медный всадник и Исаакиевский собор. Ок. 1930(?) /
Медный всадник, весна. 2022.
Это почти "классический" петербургский вид, но Добужинский, верный своим ощущениям города, вносит в него тревожные ноты: неубранный снег, смотрящего в край рамы Петра, наклоненный собор, диссонирующие с зимним настроением деревья с неопавшей листвой.
35.
М.В. Добужинский. Чернышев мост в Санкт-Петербурге. 1931 / Мост Ломоносова, 2022.
Живя в эмиграции, художник неоднократно возвращался к образу Петербурга, рисуя его по памяти или по старым наброскам. Как точен был его глаз можно судить по этой работе, где прорисован даже еле заметный излом перил в центре моста.
36.
М.В.Добужинский. Ленинград в блокаде. Эскиз занавеса к балету "Ленинградская симфония". 1943. / Петербургские шпили, 2006.
Работа была выполнена художником под впечатлением от Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича. Добужинский создал эскизы декораций и написал либретто будущего балета вместе с хореографом Л. Мясиным.
***
На открытии выставки (фото сотрудников библиотеки Лихачева)
Выставка работает до 29 сентября в режиме 24/7.
.