По парижским следам Добужинских, часть II

Oct 28, 2022 23:43

Окончание. Начало здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/271639.html

15. 1927. Улица Томб Исуар (Rue de la Tombe Issoire).

В течение 1927 года Мстислав Добужинский сделал сразу четыре рисунка с видами улицы Томб Исуар (три показаны на слайде). Это одна из старинных парижских дорог, продолжение улицы Сен-Жак, начало паломнического пути от Парижа к Сант-Яго де Компостела, а в глубокой древности - римская дорога. Почему она так полюбилась художнику?

М.Добужинский. Париж. Rue de la Tombe Issoire, 1927



В этот, тогда окраинный район Парижа, переехали жить младшие Добужинские - Ростислав и Лидия. Мстислав Валерьянович часто ходил к ним в гости пешком по улице Томб-Исуар, зарисовывая по дороге приглянувшиеся ему городские виды.

Сейчас облик улицы Томб Исуар очень изменился и милые Добужинскому полу-деревенские места исчезли - ни один из его рисунков мне идентифицировать не удалось. Но сохранились еще уголки, передающие старинный дух квартала.

Rue de la Tombe Issoire, 1900е - 2021



16. 1927. Вилла Сёра (villa Seurat)

Ростислав и Лидия много трудились, он расписывал декорации для разных театров (в т.ч. для «Летучей мыши»), она работала модисткой и шила театральные костюмы. Материальное положение семьи поправилось, и в 1927 году они покинули квартиру отца на бульваре Мюра и сняли верхний этаж дома на вилле Сёра - тупичке, отходящем от улицы Томб Исуар.

13, villa Seurat. Дом, где Р. и Л. Добужинские жили в 1927-1931 годах



Этот тупичок называют музеем малой конструктивистской архитектуры середины 1920х годов, он весь застроен в едином стиле. Здесь селились писатели и художники, обитателями виллы Сёра были, в частности, Хаим Сутин, Генри Миллер, Хана Орлова, Сальвадор Дали...

17. 1927. Парижские зарисовки

В 1927 году М.Добужинский продолжал рисовать Париж. На его работах можно увидеть давно исчезнувшие детали. Так, на рисунке площади Мадлен видна статуя великого химика Лавуазье, стоявшая в створе улицы Тронше. Она была уничтожена в 1942 году во время оккупации Парижа - немцы пустили ее в переплавку на пушки.

М.Добужинский. Площадь Мадлен, 1927



М.Добужинский. Канал Сен-Мартен (Крымские мосты на канале Урк), 1927



Крымские мосты, перекинутые через канал Урк - замечательное инженерное сооружение, включающее в себя арочный пешеходный мост и единственный сохранившийся в Париже подъемный канатный автомобильный мост. Они находятся в створе Крымской улицы (rue de Crimée), получившей своё имя в честь событий Крымской войны 1853-1856 годов. Как и в других своих работах, Добужинский использовал в этом рисунке сжатие пространства и даже изменение формы объектов, сохраняя, тем не менее, высокую точность целостного образа.

18. 1928. Художественная школа Сухотиной-Толстой

В 1928 году М.Добужинский преподавал в художественной школе Т.Л.Сухотной-Толстой, которая работала в бывшей мастерской художника Каролюс-Дюрана на улице Жюля Шаплэна.




19. 1929. Воспоминания о Петербурге

В 1929-30 годах надвигался кризис. Русские предприятия (в частности, князя Юсупова) закрывались. В это время Мстислав Добужинский вновь обратился к теме Петербурга, развивая свои старые наброски и наработки - возможно, такие работы продавались лучше, чем виды Парижа.

М.Добужинский. Двор в Петербурге, 1929 / 4-я линия В.О., д.23, 2022



М.Добужинский. Зима в Петербурге, 1929(?)



Это почти "классический" петербургский вид, но Добужинский, верный своим ощущениям города, внес в него тревожные ноты: неубранный снег, смотрящего в край рамы Петра, заваленные вертикали, диссонирующие с зимним настроением деревья с еще неопавшей листвой.

В это время (конец 1929 года) Мстислав Добужинский получил предложение возобновить работу в Литовском государственном театре и преподавать в Каунасской художественной школе. Он решил покинуть Париж и переехать в Литву. Младшие Добужинские - Росстислав и Лидия - остались в Париже.

20. 1930. Ювелирный магазин Маршака

Ростислав Добужинский сотрудничал с Владимиром Маковским - мастером перламутровых мозаик, работавшим для ювелира Маршака, а также по заказам других известных ювелирных домов Парижа. Он делал эскизы, а Маковский воплощал их в резные ювелирные шедевры.

4, rue de la Paix. Дом, где находился магазин Маршака. 1930е - 2022



Часы для дома Маршака работы Владимира Маковского / Лестница в доме 4, rue de la Paix



Предположительно, эти часы выполнены В.Маковским по эскизу Р.Добужинского. Справа - лестница в стиле арт-деко, находящаяся в доме, где размещался магазин Маршака.

21. 1934. Улица Эрнест Крессон (rue Ernest Cresson)

В 1934 гду Ростислав Добужинский снял квартиру в доме №11 по улице Эрнест Крессон. Здесь Р. и Л. Добужинские прожили многие десятилетия. До Первой мировой войны левая сторона улицы еще на была толком застроена, но в 1930е годы здесь уже выстроились новые дома в едином стиле.




Лидия и Ростислав жили на 5-м этаже, в их квартире часто останавливался и М.В.Добужинский, когда приезжал в Париж.

11, rue Ernest Cresson. Дом где жили Р. и Л. Добужинские



22. 1935. В движении скаутов

Ростислав Добужинский вступил в отряд скаутов еще мальчишкой, в 1916 году. В Париже он и его жена активно участвовали в скаутском движении, но уже как воспитатели-руководители. В 1935 Р.Добужинский был заместителем начальника НОРС - Национальной организации русских скаутов. На снимке ниже он зачитывает приветственное слово митрополиту Евлогию.




Собор Александра Невского, Париж, 1910е - 2022



Собор Александра Невского был главным центром духовной жизни русской эмиграции в Париже

23. 1935. Парижская зарисовка

В 1935 году М.Добужинский переехал в Лондон, откуда он периодически приезжал в Париж. На рисунке из сада Тюильри он изобразил статую "Нил" Лоренцо Оттони. Сейчас она сильно повреждена, и для фотографии я выбрал парную к ней статую "Тибр" (Пьер Бурдик), установленную на другой стороне садовой дорожки.

М.Добужинский. Сад Тюильри, 1935 / В саду Тюильри, 2022



24. 1937. Пушкинская выставка в зале Плейель

На юбилейной Пушкинской выставке 1937 года, организованной Сергеем Лифарём, М.Добужинский сделал доклад "Рисунки Пушкина". Он показал и собственные копии рисунков поэта, выполненные в 1910 году, и они получили одобрение публики.




25. 1937. Лидия и Ростислав Добужинские ставят спектакль "Горе от ума"



Спектакль показывали в Доме Армии (Cercle National Des Armees), находящемся на площади St.Augustin. В нем участвовали и воспитанники Добужинских по скаутскому движению.

26. 1947. М.Добужинский. Авеню Обсерватории



В 1947 году Мстислав Добужинский вернулся в Париж, и провел здесь почти 7 месяцев, живя в ближнем Подпарижье. Большинство его работ этого периода связаны с Бельвю-Медоном, но есть и один парижский рисунок, выполненный, как мне представляется, на зеленой эспланаде авеню Обсерватории (Jardin des Grands Explorateurs).

27. 1957. Последнее фото Мстислава Валериановича Добужинского



Эта фотография символична, она сделана в Париже, в квартире Ростислава Добужинского. Мстислав Валериянович отбирает работы для перевоза в Америку и среди них выделятся эскиз декорации к "Пиковой Даме" с изображением Зимней канавки в Петербурге.  Через три недели после приезда в Нью-Йорк художник скончался на квартире у своего младшего сына Всеволода.

28. 1960е. Ростислав Добужинский и его мать на ул. Сен Бенуа



Елизавета Осиповна и Ростислав Добужинский сфотографированы у дома №5 по улице Сен-Бенуа (квартал Сен-Жермен-де-Пре). В этом доме жил Валерик, двоюродный брат Ростислава. Добужинские усыновили маленького Валерика, когда его отец Игорь Валерьянович Добужинский был убит красными в Крыму в 1920 году.

29. 1968. Р. Добужинский. Маски для лондонского Королевского балета



Лидия и Ростислав Добужинские прославились исполнением театральных костюмов и (особенно) масок. Они работали с разными мировыми театрами, не раз с лондонским Королевским балетом. Маска Волка для танца Красной шапочки в балете "Спящая красавица" (1968) является ныне экспонатом лондонского Музея Виктории и Альберта. Маски зверей для "Сказок Беатрикс Поттер" стали основой для одноименного фильма (1971) и балета, который много лет шел на лондонских подмостках.

30. 1970. Р. Добужинский. Оформление витрин Галери Лафайет



Ростислав Добужинский неоднократно оформлял витрины крупнейшего парижского универмага Галери Лафайет. В 1970 году он совместно со своей ученицей Клоди Гастин создал витрины по мотивам знаменитой книги "Сцены частной и общественной жизни животных" с иллюстрациями Жака Гранвиля. Ростислав делал маски персонажей, а Клоди - костюмы.

31. 1977. Р. Добужинский. Маски для спектакля "Сердечные муки английской кошечки" (фото Франсуа Паже)



В 1977 году аргентинская труппа TSE поставила спектакль по новелле Бальзака "Сердечные муки английской кошечки" (она входит в сборник "Сцены частной и общественной жизни животных"). И здесь К.Гастин делала костюмы, а Р.Добужинский - маски. Спектакль прошел с большим успехом в театре Жерара Филиппа (Сен-Дени), а в следующем сезоне - в театре Монпарнас. Конечно, огромная заслуга в этом принадлежала создателям масок и костюмов.

32. 1977-80. Р. Добужинский. Маски для бродвейского шоу



Через год спектакль "Сердечные муки кошечки" был куплен в Америке и превратился в бродвейское шоу. За его оформление в 1980 году Р.Добужинский был номинирован на престижную театральную премию за лучший костюм (Drama Desk Award, 1980 - Outstanding Costume Design)

33. 1979. Р. Добужинский. Костюмы для фильма-балета по сказкам Андерсена



В 1979 году Р. Добужинский создал костюмы для фильма лондонского Королевского балета по трем сказкам Г.-Х.Андерсена. Среди них была история "Цветы маленькой Иды", которую 60 лет назад его отец ставил в петербургском театре "Привал комедиантов". Р.Добужинский наверняка помнил эту постановку и, вполне возможно, использовал для своих костюмов идеи М.Добужинского.

34. 1983. 13, rue des Cinq Diamants. Мастерская Р. Добужинского



Много лет проработал Р.Добужинский в этой парижской мастерской, создавая костюмы, маски, эскизы декораций для ведущих европейских театров. Но, как он говорил: "...был такой русский рассказик или басня, что вот голубь поселился в конюшне и чувствовал себя там, как у себя, выводил детей, корма было сколько угодно, мог летать куда ему угодно снаружи, возвращаться когда он хотел, это было полное сожительство с лошадьми и не смотря на то, что он годами прожил в этой конюшне, он никогда лошадью не стал. Вот я тоже как этот голубь, прожил большую часть во Франции, но считал, что я русский и не могу стать французом."

35. 1996. Р. Добужинский в своей квартире на ул. Эрнест Крессон



Одна из последних фотографий Ростислава Добужинского, сделанная у него дома во время съемки Российским телевидением документального фильма из серии «Осенние портреты».

36. 2021. Семейное захоронение Добужинских на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа



Мстислав и Ростислав Добужинские вместе со своими женами упокоились на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Светлая им память.

Семейное надгробие создано по эскизу Ростислава Мстиславовача Добужинского.

.

dobujinsky, theatre, history, paris, добужинский, art

Previous post Next post
Up