По парижским следам Добужинских

Oct 28, 2022 19:44

Вашему вниманию предлагается небольшая прогулка по уголкам Парижа, связанным с именами художников Мстислава Добужинского и его сына Ростислава. В ее основе два параллельных визуальных ряда - старинный и современный.



Приведенные ниже текст и иллюстрации были представлены как доклад на коллоквиуме "Artistes Russes en Europe" (20-21 октября 2022 года, Университет Sorbonne Nouvelle, Париж). Все слайды сделаны под формат 1920*1080 и открываются в этом размере по клику.


1. 1901. Первое посещение Парижа Мстиславом Добужинским

Мстислав Добужинский впервые попал в Париж в 1901 году в возрасте 26 лет. В это время он и его молодая жена Елизавета жили в Мюнхене, где Мстислав обучался в художественной школе Антона Ашбе. И обучение, и поездку в Париж, оплатил Валериан Петрович Добужинский, отец Мстислава. Добужинский жил в квартале Валь де Грас, на ул. Бертоле.




Пансион, в котором остановился Добужинский, находился на углу улиц Бертоле и Арбалет. Мотив дома, острым углом разрезающего городскую среду, впоследствии будет неоднократно встречаться в произведениях художника.




2. 1901. Поль Дюран-Рюэль и его галерея

Добужинский был очарован Парижем, но в этот первый приезд он его только впитывал, и еще ничего не рисовал. Особенное впечатление произвело на него посещение галереи («магазина») Поля Дюран-Рюэля, первого собирателя и пропагандиста импрессионистов. Здесь Добужинский впервые увидел картины импрессионистов в таком разнообразии и в такой массе.




Галерея Дюран-Рюэля находилась в пассаже между улицами Лаффит и ле Пелетье, проходящем параллельно бульвару Осман. От ее входа на ул Лаффит открывалась одна из прекрасных парижских перспектив с видом на церкви Нотр-Дам-де-Лоретт и Сакре Кёр. Галерея исчезла в 1923 году при расширении бульвара Осман.




3. 1906. Второй приезд в Париж

Второй раз Добужинский приехал в Париж летом 1906 года, уже будучи художником с собственным стилем и видением, членом объединения «Мир искусства», известным своими городскими рисунками. От этого времени сохранилась работа «Постройки», сделанная в Париже. Вероятнее всего она изображает строительство одной из наземных веток парижского метро - в 1906 году заканчивалось строительство эстакад линии 6 и продолжалось строительство линии 2.

М.Добужинский. Париж. Постройки, 1906



4. 1913. М.Добужинский в Париже с семьей

Летом 1913 года Добужинский собирал в Германии и Франции материалы для оформления драмы Ф.Шиллера "Коварство и любовь". В Париж он приехал с женой и детьми: дочерью Верой и сыновьями Ростиславом и Всеволодом. Так состоялось первое знакомство с Парижем Ростислава Добужинского - ему тогда было 10 лет.

Добужинские остановились в пансионе "Жанна", расположенном на улице Станислас за церковью Нотр-Дам-де-Шан




Современный вид бывшей резиденции "Жанна", где останавливалась семья Добужинских.




5. 1914. Работа в Париже

Весной 1914 года М.Добужинский вновь приехал в Париж. В Русском музее хранится рисунок парижской улицы этого периода. Идентификацию места по нему выполнить трудно - рисунок очень обобщен и подобных углов в Париже много. Как пару к нему я взял кадр с угла улиц Москвы и Берна, потому что это одно из «добужинских» мест Парижа: на rue de Moscou находилась редакция журнала «Иллюстрированная Россия», с которым впоследствии сотрудничал Ростислав Добужинский.

М.Добужинский. Улица в Париже, 1914 / Rue de Moscou



6. 1914. Декорации для балетов "Русского сезона"

М.Добужинский приехал в Париж для оформления двух балетов очередного Русского сезона трупы Дягилева. Спектакли этого сезона проходили в Пале Гарнье - Большой парижской опере.




Вот как выглядел зрительный зал Оперы в начале 20-го и в начале 21-го века. Можно заметить, что люстра раньше висела значительно ниже, также был другим плафон. В правую фотографию вмонтирована декорация Добужинского для балета «Бабочки», в постановке Михаила Фокина.




Декорации для «Бабочек» должен был писать Л.Бакст, но он заболел от переутомления. Среди мирискусников было нормой передавать заказы друзьям, которые могли лучше всего выполнить работу, и Бакст рекомендовал Дягилеву Добужинского. Эскиз Добужинского в любимой им симметричной манере Дягилеву понравился, но он возражал против луны, которая, как он считал, будет отвлекать от действия. Добужинский, однако, луну отстоял. Этот балет, возобновлялся по крайней мере дважды, в 1916 и 1936 годах.

М.Добужинский. Эскиз декорации для балета «Бабочки», 1914



7. 1923. Вновь в Париже

Значительную часть 1923 года Добужинский с женой провели в заграничной командировке от Академии художеств. Этот год был для художника очень плодотворным, он выполнил десятки городских пейзажей в разных странах, и среди них 6 или 7 парижских. На них хорошо видны творческие приемы, которые использовал Добужинский в своей работе. Так например, рисунок «Площадь согласия» выполнен как бы одновременно с разных точек зрения. Отдельно выбран ракурс для правой-верхней части работы и отдельно - для левой-нижней части.

М.Добужинский. Площадь Согласия, 1923



М.Добужинский. Арка Карузель, 1923



Эта композиция тревожна за счет необычного размещения объектов в кадре. Люди отодвинуты на задний план, подчеркивая грозно-подавляющее величие императорской архитектуры.

М.Добужинский. Набережная Орфевр (Вечный повеса), 1923



Художник постоянно ищет новые форматы работ, оригинальные ракурсы и акценты.

М.Добужинский. Набережная Конти, 1923



На последнем рисунке использовано искажение перспективы, сжатие и растяжение пространства для выделения объектов заднего плана.

8. 1925. Работа в Литве

В декабре 1924 года Добужинский с семьей покидает Советскую Россию как литовский оптант. Правительство (и сам художник) рассматривает выезд в Литву как культурную миссию помощи молодой Литовской республике, хотя многие друзья понимают, что это эмиграция. Но Литва, которая настойчиво звала художника, не спешит его принять: коллеги по цеху видят в нем конкурента, националистические элементы - человека чуждой культуры. Первая же работа для Литовского государственно театра («Пиковая дама») приносит Добужинскому триумф: при открытии декорации с Зимней канавкой зал встает и устраивает художнику долгую овацию. Этот успех, однако, похоже лишь обостряет ситуацию и Добужинский решает покинуть Литву. Ростислав Добужинский, который помогал отцу в оформлении спектакля, отправляется со своей женой Лидией в Париж, а Мстислав Валерьянович с Елизаветой Осиповной - в Берлин.

М.Добужинский. Эскиз декорации для оперы "Пиковая дама", 1925



9. 1925. Лидия и Ростислав Добужинские приезжают в Париж

Приехав в Париж, Лидия и Ростислав остановились в доме №2 по бульвару Гарибальди, который выходит на площадь Камброн. Сейчас здесь находится отель First.




10. 1925. 142, bd de Grenelle - парижский адрес Добужинских в 1925-26 годах

Через некоторое время Р. и Л. Добужинские переезжают в меблированные комнаты на бульваре Гренель (сейчас отель Bleu de Grenelle). Здесь они получили официальный вид на жительство и прожили до осени 1926 года, сюда же в 1926 году приехал Мстислав Добужинский.




11. 1926. Оформление спектаклей театра «Летучая мышь»

В мае 1926 года М.Добужинский принимает приглашение своего старого знакомого Никиты Балиева приехать в Париж для оформления спектаклей в его театре-кабаре «Летучая мышь». Никита Балиев оказался в определенной степени наследником Дягилева: когда последний в 20х годах начал набирать в свою труппу иностранцев и ставить авангардные спектакли, публика стала перетекать к Балиеву, который наоборот делал упор на «русскость» и традиционность своего театра. В сезоне 1926 года Мстислав Добужинский оформил для Балиева пять постановок и еще одну оформил Ростислав Добужинский. Особой любовью у публики пользовалась пантомима «Платовские казаки в Париже» по рисункам М.Добужинского.




Репертуар «Летучей мыши» состоял из скетчей, пантомим, миниатюр, за вечер их показывали от десяти до пятнадцати. При этом каждый номер являл собой отточенное и прекрасно оформленное зрелище в своих декорациях и костюмах. Французская публика не любила русского акцента в языке, поэтому Балиев требовал от представления смысловой ясности даже при отсутствии понимания текста некоторой частью публики.

М.Добужинский. Эскиз декорации «Жена кондитера» для театра Балиева, 1926



В сезонах 1923-25 годов «Летучая мышь» показывала спектакли на сцене театра Femina на Елисейских полях, а с 1926 года - в театре Мадлен.

19, rue de Surène. Театр Мадлен, где выступала «Летучая мышь»



12. 1926. Бульвар Мюра, где Добужинские жили в 1926-29 годах

Балиев достаточно хорошо оплачивал работу Добужинских, хотя и не выплатил всего, что обещал. На эти деньги М.Добужинский снял квартиру на в доме 122 по бульвару Мюра - хоть и далеко от центра, и в муниципальном доме, но достаточную, чтобы поселиться там двумя семьями - своей и сына Ростислава. У него даже была небольшая мастерская на верхнем этаже дома.




Интересной особенностью здания, где жили Добужинские, были двойные лестницы, где «черная» отделялась от «парадной» полупрозрачной перегородкой. Аналогичная конструкция была и у лестниц в петербургской квартире Добужинских на Дровяном переулке.

Лестницы в доме 122 на бульваре Мюра



В 1926 году Добужинский выполнил круглое панно с Ростральной колонной и Биржей на заднем плане. На полотне 1927, изображающем интерьер его комнаты на бульваре Мюра, это панно видно висящем на стене слева. А справа узнаваем рисунок 1923 года «Набережная Орфевр».

М.Добужинский. Ростральная колонна в Петербурге, 1926 / Комната художника в Париже, 1924



13. 1926-27. Русский институт

В 1926 под патронажем князя Ф.Ф.Юсупова был организован Русский художественно-промышленный институт (также известный как школа Н.В.Глобы, институт Юсупова), призванный развивать русские национальные художественные традиции. В его мастерских русские эмигранты обучались живописи, рисунку, художественному шитью, инкрустации, чеканке, росписи по керамике. Здесь предполагалось готовить кадры для работы на эмигрантских художественных предприятиях, таких как Дом моды «Ирфе» князя Юсупова, его же фарфоровая фабрика «Фолья», Дом вышивки «Китмир» Великой княгини Марии Павловны. М.Добужинский преподавал в институте рисунок и композицию. Вполне возможно, что круглое панно с Ростральной колонной, показанное выше, было эскизом росписи фарфора для фабрики «Фолья», поскольку известно несколько тарелок этой фабрики с видам Петербурга, выполненных по эскизам Добужинского.




14. 1927. Выставка "Мира искусства"

В 1927 году в Париже состоялась последняя выставка объединения «Мир искусства». М.Добужинский был председателем ее оргкомитета.




Несмотря на экспозицию в престижной старейшей парижской галерее Бернейм-Жён (83, rue du Faubourg-Saint Honorе), выставка успехом не увенчалась. Парижане достаточно равнодушно отнеслись к искусству мирискусников, которое уже пережило свои лучшие годы. В это время в моде были другие кумиры и другие авангардные художественные направления.

Окончание здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/272029.html

.

dobujinsky, history, paris, добужинский, painting, art

Previous post Next post
Up