Нити времен. Петербург Добужинского. Часть 6

Jul 07, 2022 21:06

Продолжение. Начало см: https://nikolai-endegor.livejournal.com/265115.html

XI. 1922 - 1924. Графика Петербурга

1.
1922-23 годы были для Добужинского одними из самых плодотворных, а его петербургские рисунки этой поры можно назвать вершиной всего графического наследия мастера. Первой появилась серия "Петербург в 1921 году", литографии которой датированы 1922-м годом.

М.В.Добужинский. Львиный мостик, 1922-25 / Львиный мостик, 2022.



Для заставки я взял раскрашенный вариант литографии, который Добужинский сделал, вероятно, около 1925 года, но в оригинале все работы черно-белые, они строже и, я бы сказал, более стильные. Сравните:

М.В.Добужинский. Львиный мостик, 1922 (из серии "Петербург в 1921 году")


Львиный мостик, вечер. 2022


М.В.Добужинский. Летний сад, 1922 (из серии "Петербург в 1921 году").


Со времен Анны Иоанновны мраморные статуи Летнего сада на зиму накрывали защитными деревянными футлярами. Продолжают это делать и сейчас.

Летний сад зимой, 2022


Почти все пейзажи серии несут на себе печать заброшенности, тревоги, опустошенности. Добужинский подвергся за них критике со стороны официальных структур, но оргвыводов, к счастью, не последовало, поскольку художник имел у властей достаточно высокую репутацию - иначе ему не доверили бы освещать конгресс Коминтерна и рисовать Ленина.

М.В.Добужинский. Английская набережная в снегу, 1922 (из серии "Петербург в 1921 году").


Зимний вид с Английской набережной, 2022


2.
Одним из любимых мест Добужинского был Крюков канал, соединяющий Фонтанку с Мойкой и пересекающий канал Грибоедова. Можно сказать, что он является водным мостом между двумя родными для художника районами Петербурга - Измайловскими ротами и Коломной. В начале 1920-х годов Добужинский делал здесь много набросков, по-видимому, готовясь к иллюстрированию произведений Достоевского.

М.В.Добужинский. Никольский рынок, 1922. Частное собрание.


Сейчас деревья на берегу канала так разрослись, что заслоняют и рынок, и маковки собора за ним, поэтому для съемки приходится подходить к самому каналу - ракурс снимка получается иным, чем на рисунке Добужинского.

Крюков канал и Никольский рынок белой ночью, 2022


3.
Повесть Ф.М.Достоевского "Белые ночи" с иллюстрациями Добужинского вышла в свет в 1923 году. Книжка эта совсем небольшая - всего 100 страниц, рисунков в ней не так уж и много, но она стала знаковым событием в книгоиздании, задав высокую планку целостного художественного оформления, которое продумано во всех деталях - от заставок, до концовок. Работа Добужинского многие годы оказывала влияние на мастеров книжной графики, а сама книга до сих пор выдерживает факсимильные переиздания [76].

М.В.Добужинский. Заставка к изданию "Белых ночей", 1922 [76, с.11] / У Подъяческого моста, 2022


Скорее всего, на заставке Добужинского изображен фрагмент Александровского моста через Введенский канал. В 1960-х годах этот канал был засыпан, а гранитные обелиски с разобранного Александровского моста перенесли на Подьяческий мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе Фонарного переулка.

М.В.Добужинский. Из иллюстраций к "Белым ночам", 1922 [76, с.59]


Это практически единственный рисунок к книге, который допускает точную географическую привязку: он выполнен от края Смежного моста на Крюковом канале. Справа виден угол Никольского рынка и колокольня Никольского собора. Последняя, к сожалению, сейчас одета лесами, поэтому повторить изящную композицию Добужинского на фотографии пока не представляется возможным.

Белая ночь на Крюковом канале, 2022


"Я ходил по Петербургу ночью,
Белой ночью, вдоль пустых каналов,
И холодные сжимал перила,
Над водою черной наклоняясь.
….
Не у этих ли перил увидел
Достоевский Настеньку когда-то -
Как она глядела безнадежно
В неподвижное стекло канала..."
М.Добужинский, 1922

4.
Достоевский в "Белых ночах" скуп на описание города и указания конкретных мест. Он упоминает о канале, не уточняя его названия, но так - безлично - говорили лишь о самом длинном и извилистом петербургском канале - Екатерининском. Герой повести на подходе к дому слышит бой часов, он живет "у -ского моста", и Добужинский селит Мечтателя невдалеке от Никольского собора и Ново-Никольского моста, где в окно ему заглядывает дом с мезонином, напоминающий о маленьком деревянном домике Настеньки.

М.В.Добужинский. Из иллюстраций к "Белым ночам": Домик Настеньки - комната Мечтателя, 1922 [76, с.44, с.107]


Так рождается изобразительное прочтение текста, где иллюстрация есть не пересказ, а продолжение рассказа. У Добужинского два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное - сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города - лишь фон. …Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга. [77, c.58].

Набережная канала Грибоедова (бывшего Екатерининского) у дома №106. 2022


Не этот ли дом с мезонином и колоннами видит Мечтатель из своего окна? Конечно, на петербургских каналах можно найти и другие похожие здания. Но я выбрал именно это, и не только по визуальному сходству, но за расположенность в одном из самых "достоевско-добужинских" уголков города: справа от него находится дом №108, который Добужинский рисовал для книги о Достоевском (см. ниже), а слева серой громадой возвышается дом №104, где обитала старуха-процентщица из "Преступления и наказания".

5.
В 1923 году была опубликована книга историка и краеведа Н.П.Анциферова "Петербург Достоевского" с иллюстрациями Добужинского [78]. Она представляет из себя литературную экскурсию по местам, где разворачивается действие романа "Преступление и наказание". И вновь Добужинский не "читает" текст буквально, а дает ассоциативные городские зарисовки, которые продолжают авторское повествование.

Анциферов пишет: По набережной "канавы" (Екатерининского канала) бродил Раскольников, подыскивая место, где можно было бы спустить в воду похищенные вещи, опасаясь, что его могут заметить... На канал выходит окно безобразной комнаты Сони Мармеладовой, к которому подходил Родион Романович, взволнованный своим земным поклоном. И окна того дома, где было совершено убийство, также выходили на Екатерининский канал. И Добужинский рисует Екатерининский канал, с одной стороны - вполне реальный, указывая даже точный номер дома, а с другой - очень литературный, представляющийся как действующим лицом, так и сценой "Белых ночей" и "Преступления и наказания".

М.В.Добужинский. Екатерининский канал д. №108, 1923 [78, с.83]


Сейчас такого адреса в Петербурге не существует, но, проходя по набережной канала Грибоедова между Харламовым и Ново-Никольским мостами, можно увидеть место, которое рисовал Добужинский - это двор дома №21 по Большой Подьяческой улице. Время пощадило его, и он сохранился до наших дней почти неизменным.

На канале Грибоедова, 2022


Желтая стена слева - это часть дома №106 с мезонином и колоннами, который показан двумя снимками выше.

6.
Раскольникова Достоевский селит "в дом Шиля, в С-м переулке". Это достаточно противоречивое указание, поскольку оно отсылает сразу к двум зданиям, находящимся по разным адресам. Большинство исследователей считают местом жительства Раскольникова дом №5 по Столярному переулку. Добужинский же рисует дом Шиля, который находится на Вознесенском проспекте, 8 (архитектурно, кстати, схожий с домом на Столярном). Это, конечно же, далеко не случайно: в доме Шиля на Вознесенском в 1847-49 годах жил сам Достоевский, который в определенной степени ассоциировал себя с Раскольниковым; здесь писателя арестовали по делу петрашевцев, отсюда он отправился в тюрьму, а затем на каторгу.

М.В.Добужинский. Дом Шиля, 1923 [78, с.93]


В 1920х годах дом Шиля был кирпично-красным, поэтому у Добужинского он изображен более темным, чем дом Монферрана слева. Сейчас оба дома несут традиционные петербургские цвета: желтый и белый.

На Исаакиевской площади у бывшего дома Шиля, 2022.


Есть в книге Анциферова и иллюстрация, названная "Лестница в доме Раскольникова". Художник изобразил ее очень похожей на лестницу в доме на Кузнечном переулке 5, где жили Достоевский и дядя Добужинского Евстафий Петрович, и где сам Добужинский много раз бывал в детстве (см. I-9).

М.В.Добужинский. Лестница дома Раскольникова, 1923 [78, с.35] / Лестница в доме Достоевского на Кузнечном, 5.


7. В 1922 году Добужинский вел занятия в "Обществе изучения и охраны старого Петербурга и его окрестностей", которое продолжало работу по описанию и сохранению исторического наследия, начатую еще в 1909 году "Обществом защиты и сохранения памятников искусства". Среди членов общества были Н.П.Анциферов, А.Н.Бенуа, Н.Е.Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Заседания и занятия проходили в бывшем доме Мятлевых на Исаакиевской площади, где с 1918 года размещался Музей старого Петербурга.

Дом Мятлевых, 1914 [79]. На дальнем плане видно здание германского посольства.


Бывший дом Мятлевых на Исаакиевской площади, ныне Прокуратура Санкт-Петербурга, 2022


Венчавшие германское посольство статуи Диоскуров с тевтонскими щитами были сброшены со здания во время погрома, который произошел в первые дни августа 1914 года, когда Германия объявила России войну.

8.
В 1924 году Мстислав Валерьянович принял литовское гражданство. Вероятно, это был непростой выбор, на который повлияли многие причины: и смерть дочери, и обстановка в стране, и эмиграция многих друзей и хороших знакомых, и постоянная тяга Добужинского к перемене мест, и "зов предков". Уезжали Добужинские по официальному разрешению советского правительства, сохраняя все связи с театрами и издательствами, рассматривая переезд как своего рода культурную миссию [67]. Но, думается мне, многие вокруг понимали, что это всё же эмиграция, возврата из которой вероятнее всего не будет...

Б.М.Кустодиев. Проводы Добужинского, 19 ноября 1924, ГРМ [80, с.49].


На рисунке изображены (слева-направо):
- Сергей Васильевич Лебедев, профессор-химик, муж А.П.Остроумовой-Лебедевой, соратницы и друга Добужинского
- Михаил Кирсанов (?), художник
- Николай Эрнестович Радлов, художник, искусствовед, педагог
- Сергей Васильевич Чехонин, художник, график, иллюстратор
- Федор Федорович Нотгафт, искусствовед, коллекционер, издатель
- Надежда Константиновна Шведе-Радлова, художница, супруга Н.Э.Радлова
- Степан Петрович Яремич, художник, историк искусства
- Мстислав Валерианович Добужинский, художник, график
- Анастасия Сергеевна Нотгафт (ур. Боткина), вторая жена Ф.Ф.Нотгафта
- Петр Иванович Нерадовский, художник-график, историк искусства
- Константин Евтихиевич Костенко, художник, искусствовед

В назначенный день отъезд, однако, не состоялся - занемогла от усталости Елизавета Осиповна Добужинская [80, с.110]. Поскольку все вещи уже были отправлены, и квартира Добужинских стояла пустая, семья разделилась на временный "постой" по друзьям. Мстислав Валерианович провел последние дни на квартире Георгия Верейского на Большом пр., 24 (см. IX-5). Верейский вспоминал: В последнюю ночь перед отъездом он просидел в моем кабинете до утра, заканчивая все графические работы для разных издательств. Когда к середине ночи все было сделано, М.В. просмотрел рисунки и нашел, что обложка для сказки К. Чуковского «Бармалей» недостаточно хороша, и стал ее переделывать. Меня поразило - я смотрел на обложку и не замечал в ней никаких недостатков, но еще больше меня поразило другое: человек уезжает утром из России, по меньшей мере на годы, и всю ночь переделывает обложку, уже принятую издательством, только потому, что она показалась ему немного неверно решенной. Какую нужно иметь требовательность к своему творчеству и как нужно его уважать! [80, c.50]

Окончание здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/267473.html

Источники:
1. М.В.Добужинский. Воспоминания. Под ред. Г.И.Чугунова, 1987
....................
67. Г.И.Чугунов. М.В. Добужинский, Художник РСФСР, 1984
....................
76. Ф.М.Достоевский. Белые ночи. Кузнечный переулок, 2017
77. Мастера современной гравюры и графики. Госиздат, 1928
78. Н.П.Анциферов. Петербург Достоевского. Брокгауз-Ефрон, 1923
79. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b9042589h
80. Воспоминания о Добужинском. Академический проект, 1997

.

architecture, russians, history, добужинский, painting, dobujinsky, piter, art

Previous post Next post
Up