Продолжение. Начало см:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/265115.html IX. 1917 - 1919. Революции
1.
Мстислав Валерьянович придерживался левых взглядов и сочувствовал революционным событиям 1917 года. Через неделю после Февральской революции он вместе с Бенуа, Горьким, Рерихом, Шаляпиным вошел в образованный Временным правительством комиссариат по охране художественных ценностей. Активным образом участвовал он в общественной жизни и после Октябрьской революции, но главным образом как художник, стремящийся повлиять на отношение людей и власти к искусству и культурному наследию. В декабре 1917 года, после обстрела московского Кремля из пушек, он писал: Если искусство может вычеркиваться за ненадобностью в предстоящей жизни, грозящей нивелировать все на уровень узко-полезного, то страх за самое существование нашей культуры встает во всем своем ужасе [60].
Добужинский принимал участие в реформировании Академии художеств, стал профессором Рисовального училища барона Штиглица (после Революции получившего название Государственных трудовых мастерских декоративного искусства), а потом был избран в его Совет.
Художественно-промышленная Академия им. Штиглица (бывшее Рисовальное училище барона Штиглица), 2022.
В.Класен. Рисовальное училище барона Штиглица, 1881. [61]
Академия им. Штиглица, главная лестница в учебном корпусе.
2.
Театральная жизнь Петрограда в 1918 году была на подъеме. При этом многие старые труппы и театры распадались, но возникало большое количество новых. Весной премьер Александринского театра Ю.М.Юрьев на собственные средства организовал Театр трагедии, где Добужинский стал главным художником. Вторую постановку театра - шекспировского "Макбета" - Добужинский оформлял сам, участвовал он также и в постановке. Играли спектакль в помещении цирка Чинизелли на Фонтанке. Замок Дункана соорудили из царской ложи, а замок Макбета возвели на площадке оркестра. Действие разворачивалось на ступенях замков и на арене между ними. В главных ролях выступали сам Юрьев и М.Ф.Андреева, гражданская жена М.Горького.
М.В.Добужинский. В цирке. Постановка Макбета, 1918. [62, с.53]
Большой Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке, он же цирк Чинизелли.
В 2015 году в честь двухсотлетия Гаэтано Чинизелли, по заказу которого было построено цирковое здание на Фонтанке, ему вернули изначальное имя - цирк Чинизелли.
3.
Театр трагедии просуществовал недолго, уже в конце 1918 года он объединился с Театром художественной драмы, образовав Большой драматический театр, ныне знаменитый БДТ им.Товстоногова. Добужинский будет там работать, но пока он начал оформлять спектакль "Фауст" в новом Государственном большом оперном театре (ГосБОТ), возникшем на базе театра Музыкальной драмы и Оперного театра Народного дома (спектакли давали на сцене последнего).
Оперный театр Народного дома, 1911. [63]
"Народный дом императора Николая II" с концертным и театральным залами был построен в Александровском саду в 1901 году. Популярность его была очень велика, и в 1911 году к правому крылу пристроили дополнительную сцену - Оперный зал Народного дома. Вот на этой сцене и работал с 1919 года ГосБОТ. Затем (1924-1928) в здании был открыт кинотеатр "Великан", давал спектакли Мюзик-холл (1928-1950), вновь возродился кинотеатр "Великан" (1950-1978), пока в 1978 году здание окончательно не было передано Ленинградскому Мюзик-холлу.
Петербургский Мюзик-холл, бывшая опера Народного дома. 2022
4.
1919 год был, возможно, самым напряженным и самым тяжелым годом для Добужинского. Оформление четырех спектаклей в разных театрах, профессорство в двух институтах, преподавание в собственной мастерской, организация музея в Витебске, Дома искусств в Петрограде и художественной коммуны в Холомках… Я занят с утра до ночи, но не тем, чем надо, читаю лекции, заседаю и меньше всего рисую, к моему отчаянию, - нет времени совсем [1, с.53].
Г.С.Верейский. Портрет М.В.Добужинского, 3 марта 1919. [64, c.448]
В Петрограде меж тем начались разруха и голод. Дров для отопления домов не было, улицы не убирались, продукты выдавались "пайками" или по карточкам - это был своего рода прообраз блокадных времен 1941-43 годов. Одна за другой вспыхивали эпидемии: тиф, холера, дизентерия, грипп-испанка… 24 июня 1919 года от дизентерии скончалась 17-летняя дочь Добужинского Вера. В декабре умерла его мать, Елизавета Тимофеевна, жившая в Тамбовской губернии.
М.В. Добужинский. Портрет дочери Веры, 1914. ГРМ
Запись о кончине Веры Добужинской, 1919 [65]
5.
Как вспоминает Константин Сомов [66, запись за 28 июня], отпевали Веру во французской церкви на 13-й линии Васильевского острова (домовая церковь св. Викентия Паулинского при больнице Французского благотворительного общества, 13-я линия, 52), поскольку незадолго до смерти Вера приняла католичество [67, с.148]). Похоронили ее на Смоленском лютеранском кладбище, где погребали и протестантов, и католиков.
Ворота Смоленского лютеранского кладбища, 1910-е годы. [52]
Решетка этих ворот и калитки сохранились до наших дней, Однако, исчез декор входных арок и прекрасное ажурное навершие с колоколом, объединявшее все элементы входа на кладбище в единую композицию.
Ворота Смоленского лютеранского кладбища, 2022.
6.
Родители мучительно переживали безвременную кончину дочери, винили в случившемся себя. Им было морально тяжело оставаться в квартире, где все напоминало о прежней жизни, и Мстислав Валерьянович принял предложение своего ученика и друга Георгия Верейского перебраться к нему, во временно пустующую квартиру историка Н.И.Кареева, тестя Верейского, в доме 24 по Большому проспекту Васильевского острова. Это произошло в ноябре 1919 года [14, с.154] (при этом в источнике фамилия Кареева указана как Карпов, очевидно, имела место ошибка при разборе рукописного текста).
Большой проспект Васильевского острова, дом 24.
По-видимому, семья Добужинских прожила в квартире Кареева, где жил и Верейский, достаточно долго, возможно до начала 1922 года. (В справочнике "Весь Петроград" 1922 года адрес Добужинского указан как Большой пр. В.О. 24, кв.6, но в письме от 23 марта 1922 года Добужинский указывает уже свой прежний адрес: 11-я линия В.О. дом 20, кв.11 [14, с.165].)
Квартира Кареева располагалась на 3-м этаже, на приведенном выше снимке ее балкон виден в центре. С этого балкона многие годы рисовал окружающие василеостровские пейзажи Г.С.Верейский, который прожил на Большом, 24 до 1962 года. Одним из милых его сердцу мотивов, был вид в сторону Андреевского собора на углу Большого проспекта и 6-й линии; этот же вид открывался и глазам Добужинских.
Г.С.Верейский. Андреевский собор, 1946 (с балкона дома №24 по Большому пр. В.О.). Частное собрание
Андреевский собор, 2022
7.
Летом и осенью 1919 года Добужинский работал над декорациями и костюмами для "Разбойников" Шиллера в Большом Драматическом театре. Как пишет Г.И.Чугунов: Законы художественного творчества сложны - личная трагедия помогла художнику воплотить в оформлении "Разбойников" глубокий вдохновенно-эмоциональный порыв [68, с.156]. По мнению современников, это была работа с настоящим трагическим звучанием и одна из лучших в творчестве художника. После этого Добужинский продолжил сотрудничество с БДТ, оформив там "Короля Лира", и этот спектакль был первым, который театр показал в здании на Фонтанке, где БДТ располагается и по сей день.
Малый театр на Фонтанке - будущее здание БДТ, ок. 1910. [69]
Это театральное здание было построено в 1878 году. В нем выступали различные коллективы, но более всего оно было известно как Суворинский театр, по имени своего фактического владельца А.С.Суворина - известного журналиста и издателя, председателя литературно-художественного общества. После революции здание было национализировано и в 1920 году передано Большому Драматическому театру, созданному по инициативе М.Горького на базе объединенных Театра Трагедии Юрьева и Театра Художественной драмы Лаврентьева.
Большой Драматический театр им. Товстоногова, 2022
8.
Активно продолжалась преподавательская деятельность Добужинского. В 1919 году он читал лекции в Институте истории искусств, был избран профессором кафедры декоративного искусства недавно созданного Института фотографии и фототехники (ныне Санкт-Петербургский институт кино и телевидения), художественным факультетом которого руководила его давняя соратница по "Миру искусства" А.П.Остроумова-Лебедева. Власти отдали институту реквизированное здание, ранее принадлежавшее Училищному совету Синода.
Здание Училищного совета Синода с храмом в память Александра III, 1900е годы. [70]
Храм-памятник Александра III (церковь св. Александра Невского) при Училищном совете Синода был закрыт в 1919 году, а затем разрушен в 1947-48 годах. Большую фасадную мозаику "Христос, благословляющий детей" и соседние лики святых работы знаменитой мозаичной мастерской Фролова сбить не решились, но заштукатурили. Так они простояли до 2015 года, когда были раскрыты и отреставрированы.
"Христос, благословляющий детей". Расчищенная мозаика на здании Института кино и телевидения, 2022.
Здание Санкт-Петербургского института кино и телевидения, 2022.
Интересно отметить что это здание соседствует с 321-й школой - бывшей 1-й Санкт-Петербургской гимназией, где Мстислав Добужинский учился мальчиком в 1880х годах (см. фото II-3).
X. 1920 - 1921. Полярности
1.
1920-й год был велик и страшен. Митинги и восстания, праздники и голод, военные победы и поражения, созидание и террор - всё смешалось в гигантском революционном котле. Добужинский разрывался в своей творческой деятельности, и противоречивые приметы времени находили отражение в его работах.
М.В.Добужинский. Из жизни Петрограда в 1920 году, 1920. ГРМ
На рисунке присутствуют узнаваемые городские детали: ступенчатый лестничный спуск без ограждений существует на реке Фонтанке, узор ограды набережной характерен как для Фонтанки, так и для канала Грибоедова, но при этом изображена все же не широкая река, а узкий канал - только его могла перекрыть, вставшая поперек баржа (как видно, уже разобранная на дрова). А покосившийся фонарь, стремящаяся куда-то группа людей, калека на костылях, шляпки с вуалью и слепые "интеллигентские" очки - это символы, которые неоднократно появляются в разных петербургских работах художника.
Уличная торговля, Петроград, 1920. [71] / Уличная торговля, Петербург, 2020
2.
Первомай 1920-го года был отмечен грандиозным массовым представлением под названием "Гимн освобожденному труду". В нем участвовало до 4000 человек - членов драмкружков, солдат, рабочих, а посмотреть это зрелище собралось на стрелке Васильевского острова, невских мостах и берегах около 35 тысяч человек. Постановщиком спектакля был Юрий Анненков, а Мстислав Добужинский стал художником-декоратором, оформлял импровизированную сцену на ступенях Биржи.
Ателье Буллы. Мистерия "Гимн освобожденному труду", 1 мая 1920 года. Музей политической истории России.
Концерты и праздники проходят на лестницах Биржи и в наше время. Поскольку сейчас (2022 год) здание стоит в лесах, привожу здесь фотографию 2018 года с сайта Василеостровских молодежных клубов [72].
Празднование дня рождения Васильевского острова, 2018. [72]
3.
В июле 1920 года в Петрограде открылся II конгресс Коминтерна, куда съехались представители коммунистических движений из 35 стран. Советская власть стремилась максимально широко осветить это событие, чтобы запечатлеть его были привлечены многие фотографы и художники, среди которых был и Добужинский. Трудно сказать, насколько добровольным было его участие. Несколькими месяцами ранее он, как и Кустодиев, Бенуа, Петров-Водкин, отказался делать эскизы для празднования 2-й годовщины Октябрьской революции, на что прозвучало обвинение художников в "заговоре кадетов". К счастью, оно оставлось без последствий, поскольку объединение "Мир искусства" все же приняло этот госзаказ как "коллективный" [14, с.152].
М.В.Добужинский. Митинг перед Дворцом искусств, 1920. Музей-квартира И.Бродского
Зимний дворец с 1918 по 1943 год назывался Дворцом искусств. Митинг, зарисованный Добужинским, состоялся 19 июля 1920 года по случаю открытия II конгресса Коминтерна. В 1900-е годы Зимний дворец был однотонным, кирпично-красного цвета, потеряв, как и многие здания Петербурга, свою историческую окраску. За ее возвращение активно боролось общество "Старый Петербург", куда входили многие мирискусники. В частности, их усилиями еще до революции вернули двухцветный красно-белый декор зданию Двенадцати коллегий. В настоящее время историческая окраска возвращена большинству памятников архитектуры Санкт-Петербурга.
У Зимнего дворца, 2022
4.
Заседания конгресса Коминтерна проходили в Смольном и во дворце Урицкого (так назывался в 1920 году Таврический дворец на Шпалерной улице).
М.В.Добужинский. Коминтерновцы у Смольного, 1920. [73, илл.58]
Делегаты II конгресса Коминтерна по пути из Смольного во дворец Урицкого, 1920. Государственный исторический музей.
Ворота, показанные на рисунке и видимые на фотографии, оформляли въезд к Смольному со стороны площади Пролетарской диктатуры (бывшей Лафонской). В зависимости от текущих мероприятий, их каркас декорировали соответствующими агитационными материалами. В 1923-24 годах на месте этих ворот возвели неоклассические пропилеи, весьма удачно вписавшиеся в ансамбль Смольного института.
Главный въезд в Смольный - место, где когда-то стояли агитационные ворота, 2022.
5.
Во время заседаний конгресса Коминтерна Добужинский сделал зарисовку выступления В.И.Ленина перед делегатами в большом зале Таврического дворца. Это было последнее выступление Ленина в Петрограде.
М.В.Добужинский. Ленин на конгрессе Коминтерна, 1920. [73, илл.1]
Можно сравнить рисунок Добужинского с сохранившейся фотографией момента выступления и увидеть как художник и фотограф расставили акценты на своих работах.
Виктор Булла. В.И. Ленин выступает на заседании II-го конгресса Коминтерна, 1920. Государственный исторический музей
У исторической трибуны главного зала заседаний Таврического дворца, 2022
Когда-то в этом зале заседала Государственная дума, затем Временное правительство. Здесь состоялось Учредительное собрание, завершившееся знаменитым «Караул устал!», здесь проходил III съезд Советов, II конгресс Коминтерна, заседания Коммунистического университета и Высшей партийной школы КПСС. Сейчас в Таврическом дворце собирается Межпарламентская ассамблея СНГ.
Большой зал заседаний Таврического дворца, вид с места председателя, 2022.
6.
В конце 1919 года по инициативе Чуковского и Горького в Петерограде был открыт Дом Искусств (ДИСК). Он должен был пропагандировать искусство, организовывать концерты, семинары, выставки, издание книг. Одновременно ДИСК стал и местом спасения деятелей культуры Петрограда от холода и голода начала 20х годов: здесь многие литераторы, актеры, художники нашли кров, тепло, место для работы и относительно сносное питание. Располагался ДИСК в доме на углу Мойки и Невского, который до революции принадлежал банкиру Степану Петровичу Елисееву из знаменитой династии купцов Елисеевых. Мстислав Добужинский был в ДИСКе заместителем Горького и руководителем художественного отдела.
Дом Елисеевых на Мойке 59, ныне - Талион отель, 2022.
Как пишет А.Б.Устинов, деятельность Добужинского и вверенного ему отдела сыграли решающую роль в возрождении художественной жизни в Петрограде [74]. В ДИСКе были последовательно организованы выставки картин художников Замирайло, Бенуа, Добужинского, Петрова-Водкина. Одной из лучших, по общему мнению, была большая экспозиция произведений Бориса Кустодиева, к тому времени уже больного и передвигавшегося в инвалидной коляске.
На выставке картин Б.М.Кустодиева в ДИСКе, май 1920 [75, с.57]
Выставка Кустодиева была развернута на верхнем этаже дома Елисеевых, в части комнат квартиры искусствоведа Ф.Ф.Нотгафта, а этажом ниже, а парадных апартаментах С.П.Елисеева проводились лекции, семинары, музыкальные и театральные вечера ДИСКа (в оформлении последних Добужинский также принимал участие), художественные выставки меньшего объема.
Танцевальный зал дома Елисеевых, где устраивались публичные лекции, концерты и выставки. 2021
В голубой гостиной проходили занятия литературной студии ДИСКа, где читали лекции А.Белый, Н.Гумилев, К.Чуковский, Е.Замятин, В.Шкловский...
Золотая гостиная дома Елисеевых (ранее носившая название голубой). 2021.
7. Среди первых "обдисков" (так называли себя обитатели ДИСКа на революционном новоязе) были А.Грин, О.Форш, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Шкловский, М.Зощенко - они жили в крыле, где находились личные апартаменты С.П.Елисеева. Но общежитие постепенно расширялось, охватив и часть дома, которая выходила на Большую Морскую улицу. Вход в эти квартиры был со двора, изображение которого оставил нам Добужинский.
М.В.Добужинский. Двор Дома искусств. 1920, ГРМ
Двор Талион отеля. Так сейчас выглядит место, изображенное когда-то Добужинским. 2022.
Дом Елисеевых был реконструирован в 1997-2010 годах при создании Талион отеля, который занимает сейчас весь квартал от Мойки до Большой Морской. В Петербурге велась острая дискуссия о том, допустима ли частичная перестройка знания, которая была при этом произведена. С моей точки зрения, прекрасная реставрация исторических интерьеров и личных покоев С.П.Елисеева все же перевешивают прискорбную потерю полукруглого дворового флигеля, превращенного в спа-центр.
Гуляя недавно по Фонтанке, я заглянул во двор музея-усадьбы Державина (Фонтанка, 118) и словно очутился в старом дворе Дома искусств, только немного уменьшенном в размерах:
Эхо времен. Двор усадьбы Державина на Фонтанке, 2022
8.
В 1918 году Добужинский был избран ученым хранителем Эрмитажа [14, c.19]. Не знаю, оставался ли он хранителем в 1920-21 годах, но существует его рисунок Эрмитажного сада, сделанный от Восточной галереи в 1920 году - т.е. художник определенно бывал в музее и работал там.
М.В.Добужинский. Эрмитаж. Летний сад, 1920 [62, с.59].
Сад Малого Эрмитажа, 2022
Продолжение здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/266626.html Источники:
1. М.В.Добужинский. Воспоминания. Под ред. Г.И.Чугунова, 1987
....................
14. М.В.Добужинский. Письма. Сост. Г.И.Чугунов, 2001
....................
60. М.Добужинский. Расстрелянное искусство. Русские ведомости, №255, 4 декабря 1917
61.
https://pastvu.com/p/13786062. Э.Голлербах. Рисунки М.Добужинского, Госиздат, 1923
63.
https://pastvu.com/p/123523664. А.Б.Устинов. Андерсен в Петрограде: Мстислав Добужинский и "Привал комедиантов". Сюжетология и сюжетография, 2020, №2, 423-461
65. ЦГА СПб Р6143-1-200(94)
66. Константин Сомов. Дневник 1917-1923. Изд. Дмитрий Сечин, 2017
67. С.Г.Капланова. Новое о Кустодиеве. Изобразительное искусство, 1979
68. Г.И.Чугунов. М.В. Добужинский, Художник РСФСР, 1984
69.
https://pastvu.com/p/133155170.
https://pastvu.com/p/12418171.
https://vatnikstan.ru/history/rossiya-vo-mgle/72.
http://www.pmcvo.ru/73. Деятели Коммунистического Интернационала 19 июля-7 августа 1920 года, 1920
74. А.Б. Устинов. Надпись и узор: Мстислав Добужинский в петроградском «Доме Искусств», Rhema. Рема, 2020, №4, с.49-134
75. Дом искусств, 1920, №1
.