Готика

Aug 23, 2020 19:12

Четыре самых известных готических собора Франции.

1. Нотр Дам д'Амьен - собор Амьенской Богоматери.

Амьенская готика


Этот собор заложили в 1220 году на месте старого храма, сгоревшего двумя годами ранее. Всего через 16 лет был готов неф, а к 1243 году - и башни главного фасада. Для тех времен это было просто рекордное по скорости строительство. Собор считается самым большим по размерам во Франции, а по интерьеру и одним из самых светлых.


Интерьер собора


В центре нефа на полу выложен лабиринт, который паломники проползали на коленях. Подобные лабиринты существовали и в других средневековых соборах, в частности в Шартре и в Реймсе.

Главной реликвией, хранящейся в амьенском соборе, является часть головы Иоанна Крестителя, которую в 1206 году привез из Константинополя один из местных крестоносцев.

Фрагмент головы Иоанна Крестителя - реликвия Амьенского собора


В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое подтвердило ее древность и не нашло противоречий с легендой об Иоанне. На черепе виден след от удара, который царица Иродиада по преданию нанесла кинжалом уже отрубленной голове.

Страсти по Иоанну


Справа налево:
- Иоанн обвиняет царя Ирода в прелюбодеянии с Иродиадой, женой его брата; арест Иоанна
- После танца Саломеи, дочери Иродиады, царь Ирод обещает исполнить любое желание Саломеи
- Иродиада подговаривает Саломею, и та требует в награду голову Иоанна
- Иродиада в ярости пронзает голову Иоанна кинжалом

Амьен. Город и собор


2. Нотр Дам де Шартр - собор Богоматери в Шартре.

Закатный свет Шартра


Шартрский собор - один из самых старых готических храмов Франции. Его башни словно рассказывают историю развития архитектуры. Основание левой башни, как и фасад, сохранились от здания предыдущего, еще романского собора, достроенного к 1140 году, но сгоревшего от удара молнии в 1194-м. Готический главный неф и правая башня с простым строгим куполом были закончены к 1260 году, а навершие левой башни достроили в XV веке уже в стиле пламенеющей готики. С тех пор собор сохранился практически в неизменном виде.

Считается, что именно в Шартрском соборе были сделаны первые круглые резные окна в трансепте (поперечном объеме), которые потом стали называть "розами" и сооружать во многих готических храмах. Коллекция средневековых витражей Нотр Дам де Шартр является абсолютно уникальной: это единственный собор, почти в целости сохранивший свои витражи с XII-XIV веков, а секрет их глубокого ярко-синего и ярко-красного цветов до сих пор так и не разгадан.

Витражи Шартрского собора


Шартрский собор был первым во Франции, освященном во имя Богоматери. Но среди многочисленных фигур святых на порталах и стенах собора находятся и совершенно необычные персонажи, показывающие отношение древних строителей не только к религии, но также к науке и точному знанию.

Аристотель (слева) и Пифагор (справа) на Королевском портале собора.


Левая башня собора открыта для туристов. Ее верхняя часть является настоящим музеем резного камня под открытым небом. Посещение этой башни произвело на меня даже большее впечатление, чем подъем на парижский Нотр Дам.

Кружева пламенеющей готики


Шартрский собор построен на высоком берегу реки Эр, он виден не только из любой точки города, но из его окрестностей, придавая панорамам Шартра неповторимый и запоминающийся облик.

Шартр. Собор в городской среде


3. Нотр Дам де Пари - собор Парижской Богоматери.

Ночной Нотр Дам


Строительство собора началось в 1163 году и в основном закончилось к XIV веке. При этом фасад и башни Нотр Дама были завершены уже к 1250 году, в это же время был построен и большой шпиль на крыше.

Во время Французской революции в конце XVIII века собор был изуродован и объявлен "Храмом разума", что правда не помешало Наполеону вскоре короноваться здесь в качестве французского императора. Но после низвержения Наполеона Нотр Дам постепенно пришел в запустение, его даже хотели снести. Потребовался гений Виктора Гюго, написавшего роман "Собор Парижской Богоматери", чтобы в 1840х годах начались реставрационные работы, во время которых были восстановлены утраченные скульптуры и сооружен новый шпиль взамен снесенного революцией.

Порождения света и тени


Многие думают, что химеры на галерее парижского Нотр Дама так же стары, как и гаргульи - горизонтальные фантастические скульптуры, выполняющие роль водостоков. Это, однако, не так: статуи химер установлены у подножия башен во время реставрации 1841 года - так решил архитектор Виолле-ле-Дюк, желавший воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья.

За средневековыми оригиналами лучше идти к центральным порталам, где можно не торопясь вкусить прелесть готической скульптуры.

Первородный грех. Деталь главного портала


Здесь, как и во многих средневековых произведениях, в единой сюжетной ленте показана целая история: слева видны Адам и Ева в раю; в центре Ева вкушает плод древа познания и дает яблоко Адаму; справа показаны Адам и Ева после грехопадения. Отметьте, что Змей-искуситель в этом сюжете изваян существом женского пола, хотя Библия (на латыни и на других языках) называет змея "он". Однако ранне-средневековое богословие выдвинуло тезис, что хитрый дьявол, войдя в змея, специально сделался похож на Еву, дабы не испугать ее при разговоре - ибо "подобное притягивает подобное".

Витражи собора Парижской богоматери изысканы и многообразны, они создают атмосферу таинства и приобщения к истории. Однако большинство из них созданы во время реставраций XIX-XX веков. Лишь три большие розы сохранились со времен постройки собора, одна из них, Северная, по преданию была заказана королем Людовиком XII.

Северная роза Нотр Дама


После пожара 2019 года шпиля у собора Парижской богоматери больше нет. Вряд ли его восстановят за обещанные Макроном десять лет, но хочется надеяться, что он появится быстрее, чем через полвека, потребовавшихся для залечивания ран от революции 1789 года.

Париж, Нотр Дам до пожара.


4. Нотр Дам де Реймс - собор Богоматери в Реймсе.

Реймс, собор Богоматери.


На мой взгляд, это самый прекрасный готический собор Франции, а может быть и всего мира. Нигде больше нет такой гармонии, соразмерности, чистоты стиля. Хотя строился собор достаточно долго: он был заложен в 1208 году, а завешен в основном только к 1311 году. При этом башни главного фасада достраивались еще почти полтора века, а планировавшиеся шпили так никогда и не были реализованы.

Портал Страстей Господних


В отличие от других соборов, в Реймсе и фасад, и башни, и порталы образуют единое архитектурное целое. Здесь преобладают вертикали, всё тут устремлено ввысь, стрельчатые завершения порталов как бы продолжаются аналогичными формами вытянутых окон, арок, линий скульптур.

Фрагмент портала Страшного суда на северной стороне собора.


Интересно, что безвестный скульптор не побоялся выстроить в очередь к кипящему котлу все сословия: и короля, и священника, и монаха, и простолюдинов.

Французские короли, начиная с Людовика I (816 год), традиционно короновались в Реймсе. Возможно поэтому, главный неф "нового" Реймсского собора сделали самым протяженным во Франции - без малого 150 метров. Кстати, начиная с Генриха III, французские короли присягали здесь на так называемом Реймсском евангелии - церковно-славянской рукописи, часть страниц которой написана на кириллице, а часть на хорватской глаголице.

Центральный неф собора.


Первым под этими сводами короновали Филиппа IV в 1286 году, последним - Карла X в 1825-м. За пять с половиной веков было лишь два исключения: Генрих IV короновался в соборе Шартра, поскольку Реймс был занят его противниками, а Наполеон решил, что императору должно всходить на престол в столичном соборе Парижской Богоматери.

Реймс. Дорога к Храму.


.

architecture, history, travels, france

Previous post Next post
Up