В 2018 году парижский Малый дворец открыл экспозицию, которая воссоздала облик главной скульптурной галереи начала XX века. Когда я туда впервые попал, то сразу же обратил внимание на фигуру балерины, исполняющей сложное па, - она понравилась мне и сама по себе, и как потенциальный сюжет для серии "Мрамор", где я комбинирую фотографии скульптур с фотографиями живых людей. Эта статуя - отправная точка рассказа о судьбах трех наших соотечественников, волею судеб оказавшихся в Париже.
Сергей Юрьевич. Танцовщица Саша Лио, 1932-33. Малый дворец, Париж
Автором изваяния является русский скульптор Сергей Александрович Юрьевич - человек богатой и очень разнообразной судьбы. Он родился в 1876 году в дворянской семье, родословная которой восходит ко временам Ивана Грозного. Его дед, генерал С.А.Юрьевич, был одним из учителей императора Александра II. Будущий скульптор окончил Императорский Александровский лицей в Петербурге (бывший Царскосельский, где когда-то учился Пушкин). После учебы он был направлен на службу в Париж, где вскоре занял должность атташе по культуре при Российском посольстве, в частности он готовил Российскую экспозицию на Всемирной выставке 1900 года.
Сергей Юрьевич, антропометрическая карточка, 1905. (Выполнена в ателье Альфонса Бертильона, изобретателя антропометрии. Вероятно, прохождение процедуры было необходимым для сотрудников иностранных посольств в Париже).
Несмотря на успехи в дипломатической работе, отмеченные наградами и Российской империи, и Франции, главной страстью Юрьевича были исследования в области психологии. Он проводил собственные научные изыскания, опубликовал несколько монографий, стал одним из основателей Международного Психического института, где затем занимал должность вице-президента, принимал участие в работе нескольких Международных психологических конгрессов. По словам самого Юрьевича, эта работа была такой напряженной, что пошатнула его здоровье. В 1903 году он отправился на отдых в Швейцарию, где начал рисовать, пробуя себя в разных техниках.
И вот однажды "...когда я пытался освоить анатомию стопы для картины, я решил сделать ее сначала из глины. Впечатление, которое я получил от того, что она была круглой и твердой в руке, а не на холсте, было настолько сильным, что я удивился, почему я раньше не занимался скульптурой" - рассказывал Юрьевич. По возвращении в Париж он снял студию в Отеле Бирон, расположенную над мастерской Огюста Родена, и стал учеником великого мастера. Так начался путь скульптора, который в то же время не оставлял карьеру дипломата и продолжал заниматься исследованиями психики.
Во время Первой мировой войны Сергей Юрьевич вернулся в Россию, но после Революции вместе с семьей эмигрировал во Францию. Он обосновался в Париже, и теперь уже окончательно. О посольской работе в это время речь конечно не шла, не было возможности и для исследований. Роден говорил ему: "Одна хорошая статуя стоит больше, чем вся ваша <потерянная> собственность", - и Юрьевич полностью сконцентрировался на скульптуре. Он ежегодно выставлял свои работы в Салонах, участвовал в выставках. Его портретные работы пользовались популярностью - при поиске заказов ему очень помогали наработанные дипломатические связи.
Сергей Юрьевич за работой над бюстом Саад Заглул-паши, 1926.
Саад Заглул был лидером египетского национально-освободительного движения. Когда англичане предложили ему стать султаном Египта при условии сохранения английского управления, Заглул сказал, что лучше быть слугой в независимом государстве, чем султаном оккупированной страны.
Портрет Франклина Рузвельта, 1930. Во время создания этого бюста будущий президент США был еще губернатором штата Нью-Йорк.
Фото - сайт аукциона Скиннер
Настоящую славу принесли Юрьевичу скульптурные образы балерин и танцовщиц - он создавал их и в малых формах, и как монументальные статуи.
Танцовщица, 1920е годы. Копия неизвестного мастера по работе С.Юрьевича.
Фото - сайт онлайн магазина
Танцовщица Наттова, после 1924.
Фото - сайт аукциона Дрюо
Снимок выше показывает уменьшенную копию утраченного бронзового оригинала. Его изображение я сумел найти лишь на двух старых фотографиях, вот одна из них:
Танцовщица Наттова, 1924.
Фото - журнал The Studio, №376, июль 1924.
Эта статуя, впервые показанная в Салоне 1924 года, была приобретена мэрией Парижа для основного городского музея - Малого дворца. Она стала первой работой иностранного скульптора, купленной Парижем (Юрьевич получил французское гражданство лишь в 1933 году).
Вернитесь теперь, пожалуйста, к началу записи и взгляните еще раз на самую первую фотографию. Замечаете стилистическое сходство двух скульптур - Наттовой и Лио? В них определенно чувствуется единство: обнаженные фигуры в пуантах, напряженные танцевальные позы с одной точкой опоры, эффектные жесты рук, похожие повороты головы... Даже пьедесталы статуй подобны: с одной стороны на них написано имя скульптора, а с другой - имя танцовщицы, при этом шрифт надписей одинаков.
На мой взгляд, очевидно, что статуи эти парные, и вторая (Саша Лио) создавалась как "рифма" к первой. Не случайно ее отливку также приобрел Малый дворец - так обе бронзовые скульптуры оказались в одной коллекции. Судьба их, увы, сложилась трагично. В 1934 экспозиция скульптуры Малого Дворца была разгромлена новым директором музея Раймоном Эшолье. Залы Жюля Далу и Жана Карриэса были закрыты, работы подверглись частичному уничтожению. Были выдворены скульптуры Главной галереи, многие из них перевезли в парижские пригороды. Среди последних оказались и танцовщицы Юрьевича, попавшие в местечко Бри-сюр-Марн.
Танцовщицы Сергея Юрьевича в парке Бри-сюр-Марн. После 1934 года.
Фото из книги Veronique Belle: D'Ombre, de Bronze et de Marbre. Sculptures en Val-de-Marne 1800-1940. 1999
Развязка наступила после поражения Франции от Германии в 1940 году и оккупации страны немецкими войсками. По закону, принятому Вишистским правительством, нацистская Германия могла реквизировать цветные металлы для снабжения своих военных заводов. Большое количество французских статуй и памятников было отправлено в переплавку. Обе бронзовых скульптуры Юрьевича закончили свою жизнь в жерле печи...
Пьер Жаан. Переплавка памятников на металл. Из серии Смерть и статуи, 1941.
К счастью, уцелел гипсовый вариант статуи Саши Лио, хранившийся в запасниках Малого дворца. А вот Наттовой повезло меньше - от ее гипса (с которого делалась погибшая отливка) остался лишь обломок.
Сергей Юрьевич. "Божественная Наттова", 1923.
Фото - сайт аукциона Дрюо
Кем же были эти прекрасные танцовщицы? Почему две статуи схожи, хотя они создавались с разрывом почти в десять лет? Объяснение оказывается совсем простым: девушки были родными сестрами, и обе танцевали на сцене - только в разное время.
Семья, где выросли сестры, перебралась в Париж из Петрограда; по одним источникам, это произошло за год до Революции 1917 года, по другим - сразу после нее. Матерью девочек была Евдокия Бузылева, отца звали Этьен Поль Шмидт. Фамилия обеих сестер указывалась по отцу, как Шмидт. Старшую девочку, 1905 года рождения, звали Натальей, а младшую, 1914 г.р., - Сусаной.
По видимому, семья не бедствовала, поскольку Наталья начала учиться классическому танцу у Ивана Хлюстина, хореографа Парижской Оперы и бессменного балетмейстера Анны Павловой. В начале 20х годов она уже появлялась на сцене Оперы в эпизодических классических партиях, но ее неудержимо манил современный танец. Наталья решила сменить амплуа и стала выступать в кабаре и мюзик-холлах под псевдонимом Наташа Наттова (иногда Натова) с танцами в стиле adagio act, что тут же принесло ей громкий успех.
Знаете ли вы, что такое adagio act? Я почти уверен, что нет. Наиболее близкое по смыслу русское название - это акробатическое адажио, когда один из партнеров (база) все время касается ногам земли, а второй (пилот) "летает" вокруг него во всех мыслимых и немыслимых позах. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите один из номеров Наташи Наттовой - запись этого выступления сохранилась. Можно начинать сразу со времени 3:00, и вы увидите наиболее эффектную часть танца.
Click to view
Наташа покорила сначала Париж, а потом и Лондон. В 1925 году она пересекла океан и начала выступать в Америке, где ее номера также пользовались огромной популярностью. В одном из интервью Наттова говорила: "в танце… не столько важно то, что ты делаешь, сколько то, как ты это делаешь… Это один из способов показать, что именно личность является главным фактором. Много красивых движений было создано и тысячи танцоров учатся их исполнять с техническим совершенством. Но лишь немногих из тысяч с удовольствием смотрят. У них есть то, чему нельзя научиться - их индивидуальность."
Наташа Наттова, 1929.
В Америке Наташа вышла замуж за Николаса (Николая) Гаккель-Дакса, одного из своих танцевальных партнеров, также выходца из России, к тому времени уже ставшего гражданином США. Пара стала жить и работать в Нью-Йорке. А в Париже меж тем подрастала Наташина сестра, которая стала называть себя Сашей.
Саша Шмидт была исключительно одаренной девочкой: она занималась живописью, играла на скрипке и на пианино, с десяти лет начала танцевать. В Париже она обучалась балетному искусству в школе Елены Гончаровой, главного хореографа театра Шатле, где когда-то начинались дягилевские "Русские сезоны". В 13 лет Саша дебютировала на сцене театра Гэте-Лирик. Там ее и "открыл" танцовщик и балетмейстер Орам. Она стала выступать в составе "Трио Орам" в жанре акробатического танца на сцене Казино де Пари, взяв себе сценический псевдоним Саша Лио. Успех концертов был грандиозным.
Саша Лио и Орам, начало 1930х годов.
Фото из книги Andre Levinson. Les Visages de la danse, 1933.
Вы узнаёте? Это та самая поза, в которой потом застынет Саша в скульптуре Юрьевича.
Но Саша, при всех ее способностях и несмотря на огромную популярность у публики, не находила радости в своей работе. "Товарищи называли ее преждевременным ребенком, который никогда не улыбается. Как и многие ее соотечественники с берегов Волги, она была предрасположена к меланхолии" - писала о ней газета. Мне кажется, наиболее полно характер Саши отразился на полотне работы Сергея Петровича Иванова, русского художника-портретиста, работавшего в Париже с 1922 года и создавшего целую галерею портретов своих современников:
Сергей Иванов. Портрет Саши Лио, 1932.
Осенью 1932 года Саша без памяти влюбилась в красивого египетского гостя, который был старше нее более чем вдвое. Он дарил девушке букеты, обедал с ней в модных ресторанах, покупал драгоценности и платья. Но когда Саша попросила египтянина жениться на ней, последовал категоричный отказ, и красивая сказка внезапно закончилась. Импульсивная Саша пошла к себе домой на улицу Ламарк, отослала мать в кино, заперлась на кухне и включила газ. Когда ее мать вернулась, Саша была мертва. Это произошло 10-го октября; через 20 дней Саше должно было исполнится 18 лет...
Сергей Юрьевич. Голова танцовщицы.
Фото - сайт аукциона Осенат
Саша?
...Когда я впервые увидел статую Саши Лио в парижском Малом дворце, то удивился ее месторасположению в галерее: спиной к свету, с лицом, повернутым к стене так, что его почти невозможно увидеть зрителю. Теперь, когда я знаю Сашину историю, мне это кажется в чем-то символичным и может быть даже не случайным - она отвернулась от людей...
Почти два года я искал модель, которая могла бы повторить Сашину позу, но никто не хотел даже попробовать. И вот в конце прошлого года на семинаре в Линце я совершенно случайно встретил
Викторию, которая просто сказала: "да, могу" и согласилась уделить мне 15 минут сверх программы семинара. Я надеюсь, Саша не была бы против результата нашей с Викторией работы.
Мрамор XXVI. По скульптуре Сергея Юрьевича "Танцовщица Саша Лио".
Модель: VikTory
...Наташа Наттова примчалась в Париж в октябре 1932-го и почти год провела с матерью, утешая ее в неизбывном горе. Затем она вернулась в Америку, где продолжала выступать до 1940 года. Впоследствии обучала молодых танцовщиц. Умерла в Калифорнии в 1988 году.
Сергей Юрьевич с началом Второй мировой войны уехал в США, а после окончания войны вернулся во Францию. С 1950 года он преподавал ваяние в Гилфордской художественной школе. Умер в 1969 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Мне не хочется завершать эту запись на минорной ноте, поэтому в качестве концовки я приведу слова американского журналиста из газеты The Brooklyn Daily Eagle: "Юрьевич начал свою новую жизнь с глиной и бронзой в том возрасте, когда большинство других людей уже устают. Но ведь он же русский. А русские, похоже, не подвержены ограничениям, которые связывают нас остальных. Иначе они не были бы русскими."
Upd 25-08-2020
Нашел некоторые дополнительные сведения. Вот запись о смерти Саши Лио из парижского архива. В ней есть и информация о ее родителях:
"10 октября 1932 года, в 16 часов, умерла у своей матери в доме по улице Ламарк 137: Сюзанн Шмит (Suzanne SCHMIT), рожденная в Петрограде (Россия) 30 октября 1914 года, танцовщица, дочь Этьена Поля Шмита (Etienne Paul SCHMIT), умершего, и Евдокии Бузылевой (Eudoxie BUZYLEW), его вдовы, без профессии, проживающей по ул. Ламарк 137, одинокой."
Не могу точно сказать, как правильно произносилась фамилия матери по русски. Возможно Бузылева, а возможно - Бузылёва. Если верен второй вариант, то может быть Евдокия как-то относилась к старому цыганскому артистическому роду Бузылёвых.
По-видимому, последние годы своей жизни Евдокия Бузылева провела в русском старческом Доме Земгора, расположенном в местечке Кормей-ан-Паризи под Парижем. Он был создан под эгидой известной благотворительной организации Земгор в 1950 году. В доме закончили свой жизненный путь немало выходцев из России; многие из них похоронены на местном кладбище. Часть могил бывших постояльцев безымянны, от других сохранились только медные таблички. На одной из
таких табличек есть надпись: Eudoxie Buzylew 1886-1978.
Еще о
- Сергее Юрьевиче:
https://artrz.ru/search/%D0%9D.%20%D0%91./1804787730.html- Наташе Наттовой:
http://www.jazzageclub.com/natacha-nattova/3094 (англ.)
- Саше Лио:
https://www.newspapers.com/newspage/458092422/ (англ., см. OCR)
.