Mar 07, 2016 19:06
Там жили дедушка с бабушкой и их дочь с мужем и двумя детьми. Дедушка-Петруха был ростом 180 см, у него был брат выше его ростом, поэтому чтобы различать им дали уличные фамилии: Маловы и Большовы. Малова призвали на службу в Санкт-Петербург, там собрали команду и отправили их в Америку в Филадельфию на верфь в 1898 году строить корабли. В то время в Филадельфии строили 4 крейсера: “Варяг”, “Светлана”, “Ретвизан” и “ Ослябя ”. Дед строил крейсер “Варяг”. Работа шла хорошо, они подружились с местным населением. Но русские были православными, а там не было церкви, поэтому решили организовать сборы на строительство церкви русской командой совместно с местным населением. Через два года была построена церковь Андрея Первозванного. В 1901 году крейсер “Варяг” был построен и спущен на воду, затем начались водные испытания и доводки оборудования. Когда крейсер “Варяг” отправлялся в Россию, провожать его вышло все население Филадельфии во главе с администрацией города. Крейсер сделал несколько прощальных кругов, показывая свою красоту со всех сторон, и взял курс на Санкт-Петербург. До места назначения дошел хорошо и предстал перед морским руководством во всей красе. Вместе с морским руководством были проведены местные испытания ходовых качеств крейсера. Испытания прошли успешно, и пришло время выполнять основную функцию, для чего строился крейсер - война с Японией. На проводы крейсера “Варяг” была выстроена вся команда корабля в парадной форме и высшее морское руководство. Царь Николай 2 сказал прощальную речь, расцеловал всех офицеров и пожал руку каждому матросу команды. Крейсер отправился к берегам Японии. Поход был долгим, несколько раз пополняли запасы угля и пресной воды. Обойдя вокруг Африки и встав на стоянку для пополнения запасов угля, часть команды вместе с дедушкой Алеши заболела тропической лихорадкой и была высажена для лечения на берег, а крейсер отправился дальше к берегам Японии.
Вылечившись на берегу, команда дождалась, когда пойдет вторая эскадра русских кораблей и заберет их на борт. Во второй эскадре дед был назначен на крейсер “Светлана” заряжающим. Вторая эскадра пополнила запасы угля, воды, продовольствия, забрала часть отставшей команды и двинулась в путь. Подходя к берегам Японии, командующий второй эскадрой кораблей увидел превосходящие силы японского военно-морского флота. Японцы предложили русским сдаться, но русские отказались. Японцы начали окружать русскую эскадру и раздались первые выстрелы. Русские ответили, и началось Цусимское сражение 1904 года. Выстрелы гремели с той и другой стороны. Часть мелких кораблей потонули, часть крупных горели. Дед бегал бегом, таскал снаряды, заряжал и главное тушил пожары, так как после каждого попадания в крейсер возникал новый пожар. Дым застилал все поле битвы и разъедал глаза экипажам кораблей, а еще японцы вывели в море не только военные корабли, а все мелкие суденышки, которые мешали крупным русским кораблям проводить маневры в море. Положение кораблей русской эскадры было критическим: часть кораблей была потоплена, часть горела (команда не успевала тушить пожары), многие из команды были ранены или убиты, дальнейшее продолжение сражения привело бы к гибели всей команды и командующий принимает решение сдаться, и поднимает белый флаг.
Японцы прекратили стрелять, дали возможность потушить пожары и привели корабли в порт, а команду взяли в плен. Для пленных построили бараки, заселили их, и началась для деда новая жизнь - два года в Японии в плену. Пленников кормили плохо, многие голодали. Однажды принесли похлебку, в которой что-то плавало наподобие мяса, русские спросили, что там такое плавает и японец ответил, что не знает название по-русски, но оно сидит в воде и кричит: ква-ква. После этого многие русские офицеры отказались от еды и умирали с голоду. Дед выжил потому, что ел все, что давали в столовой.
Против командующего эскадрой завели уголовное дело за сдачу в плен, а команду не брали из плена как врагов государства. В портах Японии стояли корабли разных стран: Англии, Франции, Америки и других. Во время Цусимского сражения в Японии тоже присутствовали иностранные корабли и видели как героически сражались русские, как возникла ситуация нецелесообразности и невозможности дальнейшего продолжения сражения и как происходила сдача в плен. Иностранцы ждали, когда Россия заберет своих пленных, и удивлялись, почему так долго их не берут. Но когда узнали, что их не хотят забирать, потому что они сдались в плен, американцы вывезли русских пленных на своих кораблях снова в Америку и рассказали на весь мир, как русские геройски сражались в Японии. Только после этого Россия с почетом забрала своих героев из Америки. Прибыв в Россию, члены команды объединились и написали общее ходатайство об отмене уголовного дела против командующего эскадрой. После этого дело пересмотрели и отменили.
Дед прибыл на родину в возрасте 30 лет, было самое время заводить семью. По рекомендации родных и знакомых он поехал в город свататься к богатой невесте. Прибыв к ее дому, он встретил много желающих посмотреть на жениха. Они по “секрету” сообщили ему: чтобы понравиться невесте, ему нужно выпить, закурить и надеть фуражку набекрень. Хотя дед не пил, не курил и фуражки не любил носить, но все же выполнил все указания и в таком виде предстал перед невестой. Она посмотрела на “жениха” и выпроводила его. Только после этого дед понял, что “доброжелатели” были его конкурентами. Вернувшись домой, дед женился на знакомой девушке из соседнего села, построил дом и у них родились дочь и сын, которые выросли и завели свои семьи. Дочь вышла замуж и осталась жить с родителями и со своей семьей. Сын уехал учиться, окончил учительский институт и поступил на работу в соседнее село учителем. Там он женился, народились дети, и после аварии в служебном доме временно переехал жить к своим родителям.
На их улице недалеко был колодец. На противоположной стороне улицы была дорога в лес за дровами, а около дома проход к баням. За домами были огороды, через двести метров от домов у всех стояли бани, еще через двести метров начинались сады шириной сто метров, которые тянулись вдоль речки по всей длине улицы. С улицы у дома было крыльцо, далее шла терраса и сени. За крыльцом была калитка для входа во двор, за калиткой были ворота. Дальше стоял летний домик, за ним погреб под крышей, дровяной склад, курятник, коровник, за сенями во дворе находились загоны для овец и свиней. В доме была печь, кухня, спальня, зала и еще одна комната. Жили в этом доме три семьи: дедушка-Петруха с бабушкой-Анной, их дочь с мужем и двумя дочерями и сын с женой и тремя детьми.
В огороде сажали картошку, а за ней рожь. Когда поспевала рожь, ее жали серпами, складывали в снопы, затем возили во двор на таратайке. Во дворе подстилали плотный материал, клали на него снопы и молотили цепами. Зерно провеивали, засыпали в ступу и толкли пестом до получения муки. Но когда запретили частникам сажать зерновые на своем огороде, то зерно начали получать на трудодни в колхозе и мололи его уже на сельской ветряной мельнице в ветреную погоду. Часть муки отдавали мельнику за работу. Когда ветер изменял направление, то собирались сильные мужики и затаскивали хвост мельницы по ветру. Обычно продуктов не хватало на всю зиму, и весной дети искали на огороде мерзлую и гнилую картошку и ели ее. А еще весной пацаны лазили за яйцами щурки. Гнезда находились на отвесном берегу речки и когда залезали рукой в гнездо и заставали там щурку, то вытаскивали ее из гнезда, расправляли ей крылья и любовались ей. Она была красно-желто-сине-зеленого цвета. В общем хозяйстве была одна корова, несколько овец и куры. Алеша был любимым внуком у бабушки Анны. Когда куры несли двухжелточные яйца, бабушка всегда сохраняла их и говорила что это для Алешеньки. Однажды зимой у коровы родился теленочек, и его подарили семье Алеши. Они внесли его в дом, отогрели, кормили и ухаживали за ним до весны. А потом из него выросла настоящая корова и давала много молока.
Летом ребята ходили рыбачить на реку. Для рыбалки нужно было изготовить снасть (закидушку). Леску делали из белых ниток: шпульку разматывали и складывали нитку в несколько слоев, затем скручивали и смазывали воском или варом. Поводки делали из конского волоса: отрезали у лошадей волосы из хвоста и скручивали их по нескольку штук. Крючки делали из иголок или из проволоки. Крючки привязывали к поводкам, поводки - к леске, а на конце лески привязывали камень, который обычно находили на берегу реки. Собирали снасть, рыли червей и шли на реку. Вставать нужно было в 5 - 6 часов утра. Это для детей 5 - 7 лет было равносильно подвигу. Нужно было пройти огороды, речку, подняться на высокую гору и спуститься к реке. На берегу реки находили гибкий колышек, вбивали его на границе воды и земли, привязывали к нему один конец закидушки, разматывали снасть, насаживали червяков и забрасывали второй конец с камнем в реку. Сверху на колышек клали плоский камешек и ждали, когда он упадет. Это означало, что поймалась рыба и нужно ее вытаскивать. Чаще попадалась чехонь или сопа. Чтобы поймать более качественную рыбу мелкие пацаны просили старших забросить их снасть подальше. При удачных случаях попадалась стерлядь и осетровые.
Еще один факт, запомнившийся Алеше. Что такое радио в то время многие больше слышали, чем видели. И вот Алеша увидел, что отец паяет какие-то проводочки и еще разные штуковины. Он подошел поближе и начал учиться. Отец сказал ему, что хочет собрать радио, но не может нигде найти диод, а без диода радио никак не заработает. И он начал изготавливать диод сам из подручных средств. Мелко порезал припой, соскреб со спичек серу, растолок ее и смешал с припоем. Затем поджег эту смесь. После яркой вспышки осталась бесформенная смесь. Это и был полупроводник. Подсоединил к нему провода и о чудо!!!… радио заговорило. Все население дома собралось посмотреть и послушать это чудо. Оно говорило хотя и тихо, но разборчиво и все совали свои уши поближе. Когда все наслушались, наступило время обеда и все сели обедать за общий стол, на котором стояло одно большое общее блюдо. Обед начался после того, когда дедушка постучал по блюду, подобно отбитию склянок на корабле. Кроме взрослых за столом сидели пятеро детей, и одному из них попала в рот смешинка, и он засмеялся, а глядя на него засмеялся второй, третий и остальные дети. Дедушка начал успокаивать, но все продолжали смеяться, тогда он взял ложку и начал бить ложкой по лбу смеющемуся, он замолкал, но начинали смеяться другие, и ложка переходила на их лбы, но смех не утихал, так как ложка была деревянная, а бил он не сильно. Смехом детей заразились взрослые и когда все насмеялись и успокоились, обед закончился.
После войны еще долгое время жилось трудно и людям и государству. Алешина семья тоже не сводила концы с концами и влезала в долги. С такими долгами вся надежда была на зарплату учителя, и ее с нетерпением все ждали и планировали что-то купить на остатки после раздачи долгов. Но перед получением зарплаты в дом пришла женщина в черной кожанке и сообщила отцу, что он должен на всю зарплату приобрести облигации займа на восстановление народного хозяйства. Отец сказал, что не может купить облигации на всю зарплату, так как ему нужно отдать долги. Женщина в кожанке сказала, что он может вообще не приобретать облигации, если не согласен с решением Партии и Правительства. Отец заплакал и сказал, что он согласен с решением Партии и Правительства. На слуху у всех было много случаев, когда несогласных забирали, и они больше не возвращались. Все родители наказывали своим детям, чтобы они не говорили ничего плохого о Сталине.
Постепенно жизнь стала налаживаться. Стали появляться продукты и промышленные товары. Каждый год 1-го апреля было снижение цен на товары. И люди, зная это, берегли деньги до весны, чтобы купить что-то по более низкой цене. Жизнь становилась стабильнее, дети подрастали, в доме становилось теснее, и родители Алеши принимают решение пуститься в самостоятельное плавание.
плен,
корабли,
пожары,
рыбалка,
Япония,
облигации.,
Филадельфия,
выстрелы,
радио