Надгробие основоположника ракетостроения использовали для отделки свинарника

Mar 18, 2019 15:58


На постсоветском пространстве существовали две самые известные Катюши. Песня, где расцветали яблони и груши, и бесствольная система полевой реактивной артиллерии. Если авторство первой бесспорно - её «отцами» являются композитор Матвей Блантер и поэт-песенник Михаил Исаковский, то о «родителях» второй существуют различные мнения.

Наследие Лангемака

В современной российской историографии чаще всего «отцом Катюши» называют военинженера 1-го ранга, православного немца Георгия Эриховича Лангема́ка (1898 - арестован как немецкий шпион 2 ноября 1937 года, расстрелян 11 января 1938). После его гибели, в 1938-1941 гг. в НИИ №3 (до декабря 1936 года - Реактивный НИИ) под руководством написавшего на Лангемака донос и занявшего его место главного конструктора Андрея Григорьевича Костикова (1899-1950) инженеры: Иван Исидорович Гвай, Владимир Николаевич Галковский, Алексей Петрович Павленко, Керим Аббас-Алиевич Керимов, Р.И. Попов, Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев создали многозарядную пусковую установку БМ-13 - боевую машину со снарядами М-13 калибра 132 мм, смонтированную на грузовом автомобиле ЗиС-6, которую приняли на вооружение… 21 июня 1941 года. Боевое крещение батарея «Катюш» под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова (1905 - погиб в окружении 6 октября 1941) получила в 10 часов утра 14 июля 1941 года. По другим данным, первый залп из города Орша по уже занятой немцами Рудне был дан в 15 часов и в 16.45 - второй.

До и после Оскара



Однако если обратиться к истокам, то выяснится, что «Катюша» сначала была… «Оскаром». В 1920-ом году сотрудники рижского завода ВЭФ, под руководством его директора Александра Типайниса (Типпе) разработали опытный прототип экспериментальной ракетной пусковой установки «Оскарс». Несмотря на успех прототипа, средств на производство в демократической Латвии не нашлось, и проект до стадии массового производства не дошёл.

В январе 1921-го чертежи и документация попали в руки советских агентов. И в том же году, сотрудники Газодинамической лаборатории, образованной для создания ракетных снарядов на бездымном порохе, Николай Иванович Тихомиров (наст. Николай Викторович Слётов, 1859-1930) и Владимир Андреевич Артемьев (1885-1962) приступили к их разработке.

Как советские ядерщики продвигали отрасль не только по сворованным у американцев документам, так и советские ракетчики использовали не только добытые шпионами, но и отечественные, российские, более ранние наработки.

Константин в кубе

В Российской Империи и после установления Советской власти знали, что основоположником ракетного оружия был наш соотечественник, учёный, военный, изобретатель, человек удивительной судьбы Константин Иванович Константинов (1818-1871). При рождении мальчик был наречён Константином Константиновичем Константиновым. Его отцом был младший брат Российского императора Александра I и наместник в Царстве Польском Великий князь, бездетный в двух браках цесаревич Константин Павлович, вошедший в историю как провозглашённый, но несостоявшийся император. А матерью - французская актриса Клара-Анна де Лоран.

17 ноября 1830 года толпа заговорщиков ворвалась в резиденцию наместника в Варшаве. Восстание быстро распространилось по всему Царству Польскому. Спустя несколько дней русские войска во главе с Константином Павловичем покинули границы Польши. Подавление восстания шло с переменным успехом. В стане русской армии вспыхнула эпидемия холеры. 29 мая 1831 года от неё скончался генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич. 3 июня Константин Павлович прибыл в Витебск, через полторы недели и великий князь заразился холерой и 15-го умер, так и не выехав в Санкт-Петербург. Юного Константина и его родную сестру Констанцию взял на воспитание (приёмными детьми) адъютант Великого князя, князь и камергер Иван Александрович Голицын. Именно по этой причине впоследствии они стали не Константиновичами, а Ивановичами. А бездетный и во втором браке князь Иван Голицын с… супругой Кларой-Анной де Лоран, согласно документам графиней Де-Лоран, обосновались в столице.

Исполняя волю покойного Константина Павловича, в январе 1834 года князь Голицын определил 15-летнего Константина в Михайловское артиллерийское училище. В 1836 году Константин Константинов был выпущен «четвёртым по списку» и оставлен в училище для дальнейшего совершенствования своих знаний в высших классах артиллерийского училища (в последствии - Михайловская артиллерийская академия).

Самостоятельный полёт

В 1838 году молодого выпускника назначили командиром Школой мастеров и подмастерьев порохового, селитряного и серного дел при Охтенском пороховом заводе (впоследствии - Пиротехнической школы).

Интерес к ракетному делу Константинов унаследовал тоже от своего отца, который придавал большое значение развитию этого вида вооружения. Книгу Иосифа Беклера «Потешные огни», изданную в 1660 году ещё при Петре I, юный Константинов перечитывал много раз. Позже он подробно изучит опыт отечественных ракетчиков, особенно активно интересуясь работами Александра Дмитриевича Засядко (1779-1837).

Ему было известно про малоуспешные опыты во Франции по созданию боевых (зажигательных) ракет, проводимые пиротехниками Клодом Руджиери (Claude Ruggieri), Филиппом Бельером (Philippe Bellière) и капитаном артиллерии Морисом Шевалье (Maurice Chevalier) и другими инженерами. Большего успеха добился только английский конструктор полковник Уильям Конгрев (William Congreve, 1772-1828). Проводя эксперименты с ракетами, Конгрев сформировал некоторые основы теории проектирования и производства пороховых ракет, включающей технологию поддержания устойчивого процесса горения топлива и методику использования хвостовых стабилизаторов для управления её полётом. В знак признания его заслуг европейские боевые ракеты назвали «конгревовы», а сам он стал генералом.

В 1840-1844 годах Константинов командирован в Европу «для собрания полезных сведений, до артиллерии относящихся». Он побывал в Австро-Венгрии, Англии, Бельгии, Голландии, Пруссии и Франции. К этому времени относятся его первые изобретения - электробаллический прибор и хроноскоп. В создании первого молодому офицеру помогли находившийся во Франции английский изобретатель Чарльз Уитстон и изобретатель физических приборов, владелец парижской фабрики точных механизмов Луи Бреге.

По возвращению в Россию Константинов испытал свой электробаллический прибор, предназначенный для измерения скорости вылетающего из ствола орудия артиллерийского снаряда и предложил прицел для навесной стрельбы из гладкоствольных орудий. В ноябре 1844 года за его разработку изобретатель был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и премией в 2000 рублей серебром.

В это время он также внёс ряд усовершенствований в технику фейерверков - прорубные транспаранты, пиротехнический фотометр, способ сравнения форсовых составов, новую форму парашютов для осветительных ракет и ряд других.

В 1846-1847 годах под его началом и по его чертежам на ракетном полигоне на Волковом поле построен и в присутствии членов Военно-учёного комитета испытан ракетный баллистический маятник для измерения тяги порохового двигателя, который был высоко оценён за точность измерений и простоту вычислений.

В 1847 году изобрёл ракетный маятник, благодаря которому становятся возможными измерения тяги двигателя ракеты. В 1849-м - прицел для орудия навесного типа стрельбы.

В 1849 году Константинов назначен начальником Охтинского капсюльного заведения. Под его руководством при заводе было создано «ракетное заведение», изготавливавшее боевые ракеты калибра 106 мм и пусковые установки для одновременного запуска 36 ракет.

С 1850 года проводит опыты с боевыми ракетами с целью увеличения дальности полёта и кучности падения. Исследовал вопросы оптимальных параметров ракет, способы их стабилизации в полёте, способы крепления и отделения на траектории головных частей ракет, составы ракетных порохов, Константинов уделял большое внимание улучшению технологии производства и сборки ракет, механизации и безопасности их изготовления.

5 марта 1850 года Высочайшим указом полковник Константинов назначается командиром Петербургского ракетного завода, первого в России промышленного предприятия по производству боевых ракет. Одним из направлений деятельности Константинова стало совершенствование производства, прежде всего улучшение технологии изготовления боевых ракет.

В 1851 году Константинов разработал корабельное ракетное вооружение.

В апреле 1852 года был награждён австрийским орденом Железной Короны 2-й степени.

31 марта 1853 года Константинова командировали в Вену для представления австрийскому правительству моделей и чертежей русской артиллерии, а также для приобретения новейших сведений об австрийских боевых ракетах. С порученным заданием он справился отлично, за что в апреле того же года был награждён орденом Святой Анны 2-й степени с императорской короной.

В 50-е годы XIX века Константинов занимался разработкой проекта нового совершенного ракетного завода, изобретением высокомеханизированного и автоматизированного оборудования для него, поиском новых оптимальных конструкций боевых ракет и совершенствованием технологии их изготовления.

Крымская война как полигон

Накануне Крымской войны Константиновым была создана ракета, расстояние поражения цели которой превышало все имеющиеся стандарты. Особенностью её конструкции было наличие пустот в цилиндре, а принцип действия принципиально отличался от всех аналогов. В ней пороховой заряд сначала сгорал в одной части ракетного цилиндра, а затем происходило возгорание смеси во второй его части. На базе этого гениального изобретения в ХХ веке будут созданы многоступенчатые баллистические ракеты.

На заводе у Константинова за время Крымской кампании 1853-1856 гг. было изготовлено более 20 000 боевых ракет, однако самому передовому на тот момент оружию не суждено было изменить ход войны, поскольку не было сформировано ни одного воинского подразделения специалистов по применению боевых ракет, да и командование было не доверяло новому типу оружия. Нарезная артиллерия считалась более точной и скорострельной, поэтому была использована лишь малая толика от общего числа ракет, да и то не всегда по назначению.

В 1853-1855 годах ракетное заведение под руководством Константинова изготовило несколько тысяч боевых ракет для нужд Крымской войны по его технологии, за что ему было объявлено «монаршее благоволение».

За плодотворную деятельность 9 января 1855 года Константинову было объявлено монаршее благоволение, а в первых числах февраля при обороне Севастополя были применены ракеты Константинова. Противник атаковал передовые рубежи обороны Севастополя ракетами Конгрева. В ответ помощник Константинова Филимон Васильевич Пестич (1821-1894) ударил по неприятелю имеющимися у него ракетами с верхнего этажа казармы. При первом выстреле ракета попала в переднюю траншею неприятеля, и английские солдаты разбежались в разные стороны.

«За отличие, усердие и ревностную службу» 17 апреля Константинов был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.

В сентябре 1855 года, когда на юге Империи шла Крымская война, Константинов с командой ракетчиков был командирован в Ревель (ныне - Таллинн, Эстония, ЕС) для защиты побережья от возможной высадки неприятельского десанта. А 21 ноября 1855 года приказом инспектора артиллерии от 27 декабря №435 в эту ракетную батарею при ракетном заведении был переведён из Севастополя артиллерийский поручик граф Лев Николаевич Толстой. Впоследствии, с 16 мая по 9 декабря 1856 года, неоднократно бывавший дома у своего командира. Несмотря на уговоры Константинова, Толстой всё-таки уехал в Ясную Поляну, а откуда 29 декабря написал на имя начальника Санкт-Петербургского ракетного заведения Константинова рапорт об отставке.

26 августа 1856 года Константинова наградили бронзовой медалью «В память войны 1853-1856» на Андреевской ленте.

В 1857 году в «Морском сборнике» Константинов опубликовал собственный анализ всех предложений, связанных с подводным плаванием, включая и предложенные российским инженером генерал-адъютантом Карлом Aндреевичем Шильдером (1786-1854), применившим боевые ракеты на первой в мире цельнометаллической подводной лодке.

В марте 1857 года командированный за границу для приобретения технических приспособлений, необходимых для проектируемого ракетного завода, Константинов заказал в Париже на предприятии, которым владел Эммануэль Дени Фарко, оборудование для нового ракетного заведения по своим чертежам.

Император Александр II в августе 1859 года одобрил приобретения Константинова, а также согласился с его предложением выделить ракетные команды в самостоятельный род войск, нуждающийся в собственном командовании. Созданное управление со своим штабом, ракетным дивизионом, собственными ракетными заводами и ракетными полигонами явились прообразом современных ракетных войск. А разработанное Константиновым специальное оборудование оказалось настолько совершенным, что испанское правительство заказало в Париже точно такое же для своего нового ракетного завода в Севилье.

Разработанные Константиновым машины, станки, приборы и технология поточного изготовления ракет воплотились в крупнейшее в России и Европе автоматизированное производство. К тому времени он составил первый полный курс ракетной артиллерии.

За проект «нового ракетного заведения» в 1859 году Константинов был награждён орденом Святого Станислава 1-й степени. В этом же году за услуги, оказанные голландской артиллерии, - Командорским Крестом ордена Нидерландского льва, а за услуги, оказанные испанской короне - орденом Изабеллы Католической.

В 1859-1861 годах Константинов читал артиллерийским офицерам цикл лекций «О боевых ракетах» в Михайловской артиллерийской академии. В 1861 году лекции были опубликованы в Париже на французском. Эту, тогда единственную в мире фундаментальную монографию, высоко оценили в научных кругах, в т.ч. в Парижской академии наук.

В 1861 году Константина Константинова производят в генерал-лейтенанты.

В апреле 1862 года «за отлично усердную службу» Константинов был награждён орденом Святой Анны 1-й степени.

В 1864 году курс лекций «О боевых ракетах» был переведён с французского языка на русский и… опубликован в России.

Прабабушка Катюши

В 1862 году после Высочайшего одобрения на вооружение Русской императорской армии принята новая ракетная система - 2-дюймовая боевая ракета с пусковым станком и ударным пальником для её запуска, ставшая прообразом, вернее, прабабушкой знаменитой «Катюши».

В апреле 1864 года за составление записки с чертежами по изготовлению боевых ракет королём Вюртембергским Константинов был награждён Большим крестом ордена Фридриха. А в декабре французский император наградил его Командорским Крестом ордена Почётного легиона.

Тогда же, после тщательного анализа город Николаев (ныне - Украина) выбран местом для строительства ракетного завода. С 1864 года Константинов руководил строительством Николаевского ракетного завода наездами, а в 1867 году переехал туда на постоянное место жительство, прихватив с собой огромную личную библиотеку и множество приборов.

В Николаеве Константинов организовал отделение Русского химического общества и был избран его председателем.

Назначенный в конце 1870 года, когда ракетный завод был практически достроен и вёлся монтаж оборудования, директором Константинов не дожил до его открытия. В ночь на 12 января 1871 года Константин Иванович Константинов скоропостижно скончался и 14 января был захоронен в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нивное Мглинского уезда Черниговской губернии.

В 1930-е годы большевики храм закрыли, купола и кресты сбросили, иконостас разрушили, а усыпальницу использовали под клуб. Надгробные плиты изъяли для «вторичного использования мраморных надгробий в строительстве промышленных зданий». Места останкам основоположника российского ракетостроения в стране Советов также не нашлось.

Previous post Next post
Up