Написаны туземным жителем Намангана после Андижанского восстания (против русских) 1898 года. Не хуже Расула Гамзатова и всех узбекских советских поэтов вместе взятых)). (Источник
http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t482.html).
Вот сами стихи:
О, сердце! Не очень ли небо враждебно к нам стало?
Не след-ли кровавый после потопа (современного) остался от печали?
Не новый-ли свод в небесах от пыли восстанья явился?
Не жёлтым-ли стало от печали лицо у людей Ферганы?
Не служит-ли смута признаком мира конца?
Сеиды , передовые люди, лучшие духовные путеводители,
Светочи святых, отшельники благочестивые,
Люди науки, образованные, набожные ходжии,
Лучшие чтецы Корана, усердные молитвенники,
Шейхи дервишских обителей - теперь не принижены-ли они?
У каждаго сто огорчений от виновников стольких бедствий,
Сердце их в печали от происшедшего в Фергане возмущения...
В одну секунду не избавиться от страха пред этой бедой.
Они глотают кровавую слюну; нет лекарства от этой боли,
Ибо не много-ли погибло в это время людей?
Двадцать три года со дня присоединения Ферганы
Прошло под Августейшим покровительством Русскаго Императора.
Ведь по Божей воле этот народ покорён...
Государь проявил свою заботливость о благополучии его,
И не стала-ли безопасной страной Фергана?
Победителем соделал Господь этого Государя нашего.
Царство Его простирается до Китая, Рума и Индии...
Как при Искандере пусть распространяется Его власть
Во все стороны - на море и на сушу!
Не само-ли небо покровительствует этому Государю Вселенной?
Обрела Фергана в Его царствие благополучие,
Никого не касалась беда от насилий,
Богачами стали несчастные бедняки. Но
Печально, что бедствие с неба ниспало на нас.
Этот рассказ для того, чтобы друг другу передать его.
От злого рока этих дней появилась смута,
От минтюпинскаго ишана вышла смута.
Подобный диву, безумец вложил в сердце людям мысль о возмущении.
О, разумные, толковые люди, не вред ли нам от сего?
Он показывал народу хитрости, волшебство и чародейство...
По наружности святой, а внутри, как индиец
Необразованный и бессовестный, бездушный и зловредный
Шайтана слуга и по нраву манджур ,
Главарь восстания с султаном на чалме, не Икчи-ишан ли?
Большую двухэтажную обитель он построил
И около - конюшню на 1000 лошадей,
Как силок, пищевой котёл уставил... Для народа
Столовая его с волшебством, - время чародеев!
Его желтоватый халат не есть-ли признак Фараона?
Мечеть и минарет он построил и с фокусом котёл.
Желтоватый халат и чалма помогла в планах безумцу.
Своими хитростями он увлекал неразумный народ.
Подобным Кашмиру сделалась Минтипе.
Не настоящий-ли лжец ишан в глазах людей?
Это диво-шайтана - дурной путь.
Потемнел дневной свет в очах (у ферганцев);
Порвались у них ворот и полы от дел безумца.
Оставило его сознание и он газават объявил...
И не было-ли целью при этом разоренье народа?
Несколько наших людей, взяв в руки ножи,
Пришли в Андижан, злой умысел имея;
Ночью перерезали горло некоторым спящим
И ночью же бежали: их погнали солдаты.
Перед этими львами они не более, как курицы.
По телеграфу наполнилась страна войсками;
Все они имели ружья, револьверы и сабли.
Ферганская область наполнилась войсками.
Каждый воин по храбрости подобен Гиу времени Рустама .
Не львы-ли это на поле битвы?
Ишана захватили на дороге в Китмень-типе,
Наложили оковы на руки ему, и солдаты
В Андижан привели; справа и слева шли солдаты...
Покрылся срамом возмутитель, как собака в навозе.
Не служит-ли это время уроком для всего населения!
За его заблуждение несколько человек повешены,
А некоторые пошли в Сибирь, - по суду Государеву.
Не может поднять Фергана голову от срама.
От этого дела ишана, от этого возмущения
Разве не много народа сделалось арестантами, безумные людьми!
Безчестное дело сделал ишан,
И многие ферганцы осрамились.
Место минтипинца разрушено, разорено...
Какая же польза получилась? Печаль и раскаяние...
Не тяжело-ли уплатить 300,000 рублей штрафа?
Если бы не был приведён в исполнение замысел ишана,
Произошли-ли бы погром и стеснение для Ферганы
От каждого из этих вожаков?
Постигло-ли бы нас такое тяжёлое горе?
Не ясно-ли заблуждение учиненнаго им заговора?
Подобно Самраю , смуть много посеял в народ,
Хитро-лукаво денег много собрал.
Его обман и волшебства после стали понятны Фергане.
По повелению Императора, он был повешен...
Может-ли не исполниться приговор Великаго Государя?
В этом деле участниками были: грабители - воры
Безумные, безшабашные бездомники, продавцы масла,
Глупые дураки киргизы-жнецы,
Бродяги, клятвопреступники, а ближе всего нищие, питающиеся айраном .
Не был-ли одним из них Бек-джан Кузы-оглы?
Это сборище неразумных глупцов, полуумных,
Не имеющих пищи, голодных, ниших, не имеющих верховых животных...
У каждого из них на плечах были палки и дубины без острия.
Не подобны-ли они собакам, лающим на луну,
В надежде достать с неба каравай или кость?
Хорошо жили друг с другом русские и мусульмане,
Всегда были дружелюбны, радостны - веселы,
Много у них было связей в знакомстве,
И горестно, что бросил шайтан пыль вражды среди них.
Не змеи-ли, не скорпионы-ли эти возмутители?
От Предвечного предопределения такого замешательства,
От виновнаго веретенщика, бывшаго причиной зла,
У многих печень в кровь обратился от боли страха.
От ежеминутной болезненной думы о насилиях ишана
Не скорбит-ли душа? Не плачет-ли горько?
Сделанное им противно уставам шариата,
Противоречит канонам веры и обычаям тариката:
От возмущения вред всеобщий: нет этого в Хакыкате .
Если же он (ишан) считал это позволительным, то поступил
по личному обычаю...
Не отступники-ли от ислама названные мусульмане?
Власти проявили спраедливость при разследовании дела:
Тщательно различали благонадёжных от злонамеренных;
Подверглись наказанию преступники, а все прочие невредимы,
Они всегда возносят благодарение, хвалу и славу Богу.
Не творят-ли они постоянно молитву и за нашего Государя?
Теперь хвала Богу: Великий Государь
Не уменьшил Своих милостей к Фергане:
Освободил всех нас от суда и сделал радостными,
Ныне простил он наши преступления.
Не возрадуются-ли от этого жители Ферганы?
Изложивший пятистишием этот ясный разсказ
По прозванию “Надим”, потомок Шаги-Мардана,
Сын Шейхуль-ислама, - из города Намангана.
Не распространятся-ли эти стихи по свету?