Франки

Nov 21, 2019 10:54

В школе я недоумевал, почему мы на истории проходим историю Франции. Однако со временем понял, что это правильно. Франки это те, кто создал Европу в современном её понимании. И многое можно понять, если изучить их историю (но она конечно намного шире истории Франции).


(Сразу скажу, что моё изучение поверхностое. В основном википедия на разных языках)

Начало истории франков, как и начальная история всех народов, довольно мутная. Больше даже подразумевается, чем утверждается, что они как и все германские народы, сначала взломали границу Римской Империи, а потом стали распространяться внутри неё и стали таким образом великими. Вроде бы даже есть упоминания о том, как они во время кризиса III века пересекали границу империи на Рейне.

Есть карта франконских диалектов немецкого языка. Где всё выглядит логично и явно видно движение с востока на запад. (граница Римской империи проходила здесь с севера на юг примерно от Кёльна до Карлсруэ)



(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/Fr%C3%A4nkisches_Sprachgebiet.png)

А вот и ничего подобного на самом деле. Вся восточная половина здесь более поздняя, чем западная. Она образовалась примерно во время завоеваний Карла Великого. До этого времени все упоминания франков - на левом берегу Рейна, т.е. в пределах Римской империи, (или потом в бывших уже её пределах).

А упоминания вторжений франков в III веке не имеют жёсткой привязки к историческим франкам. Т.е. непонятно, что это слово "франк" означало изначально. Но точно оно не было этническим обозначением. Когда же уже в 5 веке начинаются уже более менее внятные описания франков, то это уже был этнос. Проживавший на левом берегу Рейна.

Т.е. получается очень важный вывод. Франки, как народ, сложились в поздней Римской Империи. При этом несколько важных сторон:
- уже сказал, что складывались, они на территории империи
- процесс этот начинался, когда империя была ещё сильна (4 век)
- во времена, когда в империи принималось христианство
- происходило это не на захолустных окраинах, а в одном из центров империи. Трир был столицей одной из четвертей Римской империи при Диоклетиане. А отделявшаяся перед этим от Рима Галльская империя имела столицу в Кёльне. А это всё будущие земли ядра франков.
- франки с очень раннего времени были включены в римскую систему управления. Есть упоминания, что отец Хлодвига офицально возглавлял римскую провинцию Белгика.

Таким образом, я бы назвал ранних франков германоязычными римлянами. Но конечно не в смысле классических римлян, а римлян позднего уже христианского времени.

И в этом свете понятно, почему франки приняли именно офицальное римское христианство, а не арианство как другие германцы. И почему потом жители римской Галлии так легко принимали власть франков.

У французов считается, что отец-основатель франков Хлодвиг поселился в Париже и чуть ли не с тех пор Париж стал столицей. На самом деле в течение ещё нескольких веков Париж был ОДНИМ ИЗ франкских городов, но не более того. Даже неформально он точно был не №1. И у меня сложилось такое впечатление, что значение было раздуто именно потому, что жил и был похоронен в Париже. Иначе бы он был в ряду других франкских корольков, летавших как бильярдные шары по Галлии и Германии.

Первые века их истории (V-VIII) у франков шли междуусобные войны, было множество королей, которые воевали между собой и с соседями. Всё было очень похоже на обстановку на Руси времен раздробленности. Куча королей-родственников, делящих между собой "города" и постоянно перемещающиеся между ними. Единственно я обратил внимание на такие особенности:
- нет главного города, каким на Руси как бы был Киев. Верховные короли вроде были, но они жили в разных местах.
- роль женщины. В русских феодальных разборках женщины вообще мало даже упоминаются. У франков же они имеют значение. Вдова короля - это вполне себе фигура. Не помню про ранние века, но в более поздние, приобретение наследства по женской линии вполне распространено было. Придание любовной связи какого-то юридического значения. Т.е. какая-то графиня могла быть женой одного графа, любовницей другого, потом выйти замуж за третьего. В русской традиции такого не было. Любовницей князя могла быть только кто-то нижнего статуса, которая могла попасть на страницы летописи только случайно. А в основной политической игре у нас женщина принимала значение только, как дочь одного владетеля, выдаваемая замуж за другого. У франков же как-то довольно рано становится заметно, что её политическое значение намного больше. И эта сторона на удивление совпадает с привычками французских аристократов вплоть до XIX века. А от них и многих других европейских аристократов.

И третье на что обращается внимание в первые века франкской истории, это то что подчинение римских земель в Галлии ими проводится довольно легко. А вот война с другими германцами идёт намного тяжелей. И самыми опасными врагами были племена жившие на противоположной стороне Рейна (т.е. на самом деле это прямое продолжение истории римляне/варвары за Рейном). Сначала в таком качестве упоминаются тюринги, но потом они куда-то пропадают и заклятым врагом №1 становятся саксы.

Один из правивших в конце VIII - начале IX века королей франков Карл стал Великим, именно потому что смог этих саксов победить (так на всякий случай - столица Карла располагалась конечно не в Париже). Однако все равно, если вернуться к карте диалектов, то видно что распространение франков на восток пошло на юге вдоль реки Майн. На севере же основное ядро саксов франки сокрушить не смогли. И так франко-саксонская граница там же примерно и осталась до сих пор. Подробного описания, как и когда это распространение франков на восток на Майн проходило, я не смог нигде толком найти. Но ключевой точкой там первоначально было аббатство Фульда, основанное в 744.

Объединивший всех франков и покоривший соседей Карл Великий как бы неожиданно замахнулся на римский императорский титул. Но, мне кажется, что это было совершенно не неожиданно. А совершенно логично, также как принятие франками когда-то католичества. Французские короли видимо с самого начала основывали законность своей власти среди бывших римлян на том, что они и являются теми же римскими властями, что были и раньше.

И французские короли может даже и переселились бы властвовать в Рим. Но столкнулись с препятствием. Если население бывшей Галлии признавало власть франков за что-то вроде власти римлян, то население Италии с подобным было в корне не согласно. Что привело к войнам франков в Италии в последующие много веков.

Галковский создал концепцию, что первыми хорошо известными нам развитыми государствами были города Северной Италии. Потом им на смену пришла Испания, потом уже Франция. Но при этом эти города Северной Италии окрепли именно в постоянной борьбе с франками. Которые всегда выглядели превосходящей военной силой. Но сломить итальянцев они не смогли. Вернее, франки почти всегда побеждали итальянцев в военном отношении, но никак не могли подчинить политически. Но как объединяющая сила франки всё таки были раньше этих городов поучается.

Но при этом, что любопытно, ещё с тех самых времён франки стали не просто католиками, а одним из основных двигателей распространения и насаждения католичества. И эта традиция продолжилась чуть ли не до XIX века, когда её продолжателем была уже Австро-Венгрия и Французская республика.(Вторым католическим двигателем была, конечно, Испания).

В IX веке с франками произошла одна мутная история. Похожая на ту, что считается тогда же произошла и с Русью. Мол, на франков стали нападать скандинавские пираты, франки ничего не могли с ними сделать. И франки дали этим скандинавам землю "володеть". Так появилась Нормандия и нормандцы. Мутно же в этой истории то, что также как и на Руси, эти скандинавы за одно-два поколения превратилсь в чистокровных франков. Они стали говорить на франкском языке (в то время как громадные массы населения в той же Франции перешли к нему только в XIX веке). Они же сразу приобрели франкские имена и вообще менталитет, как у франков. (Кстати Нормандия была где-то на северо-западном краю распространения собственно франков, как народа...хотя, наверное, скорей на западном, чем северном. Но все равно теоретически название области могло возникнуть и не от названия людей "норманы", а наоборот).

Так вот. В XI веке эти франки-норманы завоевали Англию и Южную Италию. А в Северной Италии, напомню, франки тусовались ещё со времён Карла Великого, т.е. с IX века.

А в конце XI века франки начали Крестовые походы на Восток. Вообще как-то на этом не ставится ударения, и если даже в исторических источниках про те события упоминаются "франки", то подразумевается, что это анахронизмом и неграмотностью источников. Но на самом деле Крестовые походы начала никакая не "вся Европа" (как у нас писали), а именно франки. Которые, конечно, не были тогда политически едины, но это был "франкский мир". Теперешние Франция, Германия, мелкие страны между ними, Англия, в основном Италия - были под ними. Ну хотя это и есть уже Европа в современном понимании, политическо-культурном, а не географическом. И эту Европу создали именно франки.
И сердце его было примерно там же, где и сердце современной Европы - на берегах нижнего Рейна, тогда преимущественно на левом берегу, конечно.

В XII веке франки заняли большУю часть Балкан, Малой Азии и Сирии. И делались эти захваты, опять поставлю ударение, под знамёнами католичества. Ну а потом начался кризис и откат. С Востока пришлось уйти. Кризис этот был, думаю, связан не столько с нашествиями каких-то турок, а с внутренними сложностями. Например, так и не удалось разобраться окончательно с итальянцами.

Однако самое главное, думаю, было разделение на французов и немцев. Саксы, как я уже писал, с самого начала были личными врагами франков. Потом их удалось подчинить и обратить в католичество. Но потом они быстро вышли из подчинения, хотя оставшись в католическом и франкском мире. То, что потом стало называться "Священной Римской Империей Германского Народа" образовали, как ни странно саксонские герцоги. Но при этом они назвали себя императорами франков и остались католиками. Т.е. франкский культурный и политический код у них остался.

Вообще, считается что западные франки, которые стали потом стали французами, никогда в эту империю не входили. Но по мне так это странно, тем более что когда появилась эта империя (конец X века), Франция ещё не сложилась и французские типа короли во всю воевали с соседними графами, не всегда удачно. А император же он выше даже и короля. Т.е, я думаю, не признание протофранцузами "германских" императоров было прописано позднее уже задним числом как-то, когда Франция окончательно сложилась отдельно от "германской" империи. При том, что любопытно, уже даже много поздней, когда это разделение стало жёстким, когда уже появилось множество новых религиозных "протестантских" течений. Все равно и французские короли и германские императоры всегда одинаково яростно стояли на католических позициях.

...Ладно, получилось и так уже слишком много. А хотел просто чиркнуть просто несколько строчек в духе впечатлений чайника, прочитавшего чего-то на интересную тему.

...Единственно упомяну ещё одну сторону. Есть известная теория, что европейская аристократическая культура происходила от двора бургундского герцога Карла Смелого. А вы посмотрите на карту владений этого герцога. Они лежали во многом на землях расселения этнических франков. Т.е. я думаю, у него царили именно франкские нравы (если так ещё можно было говорить в его времена). И более поздняя европейская аристократическая культура (в которой французская была центровой) происходила именно от франкских обычаев.

исторический бред, франки

Previous post Next post
Up