Компенсация "отчуждения"

Nov 25, 2010 01:10

На следующий год, наверное, буду делать полноценный ридер по социологии города. Студенты не прочтут, так хоть сам прочитаю ))

А из разговоров на этом курсе сложилась простая, но важная мысль.

Говорили об образах жизни и их экспорте, культурных изобретениях и механизмах их распространения. Креативный класс, то-се. Хотя еще за 100 лет до Флориды обо всем этом писал Зиммель. Студенты задали хороший вопрос: а какое культурное изобретение последних лет следует считать самым важным?

Это очень правильный вопрос, потому что, говоря о культурных инновациях, мы всегда очень любим погружаться в милые частности. Вот, например, воротник придумали, чтобы вши не падали на одежду. Или вот, эти литровые пивные кружки у немцев, которые словно специально созданы для большой руки. Миллион деталей. За которыми явно что-то стоит, какие-то ценности, какая-то общественная мораль. Но что конкретно; и экспортируется ли это "закулисье" в той же степени, что и бытовые детали?

Современность позволяет нам чуть-чуть увидеть этот момент и даже визуализировать его, отчасти благодаря Интернету и социальным сетям.

Если помните, в середине прошлого века франкфуртская школа неомарксизма придумала очень грамотный концепт "отчуждения".Это было такое моральное обоснование марксизма. Дескать, именно отрыв человека от результатов собственного труда погубит капитализм.

В семидесятые-восьмидесятые годы (а затем этот тренд стал всеобщим) в ряде крупных городов стран первого мира был изобретен и затем экспортирован в широкие массы образ жизни, подразумевающий одновременное многообразие социальных ролей человека, без жесткого прикрепления к институтам и стратам. Сегодня днем на работе ты клерк, вечером - городской фотограф-любитель, ночью - сексуальный гигант в чате знакомств, по выходным - член какого-нибудь клуба любителей чая и т.д.. Нет главенствующей роли, важно их сочетание и одновременность. Интернет для этого образа жизни является мультипликатором.

"Мультиролевой" образ жизни является компенсацией капиталистического "отчуждения". Европейской культуре вообще свойственно вытаскивать себя за волосы в те моменты, когда кажется, что ресурсы развития формации уже исчерпаны. В этот раз она придумала новый предохранительный клапан. В онтологии и гносеологии мы 50 лет топчемся на месте, в сумме технологий даже деградируем (потерян космос, потеряна быстрая пассажирская авиация и т.д.), а нам - нормально. Этим же во многом объясняется небывалый расцвет символической экономики. Лучше живет тот, кто ближе к клапану. Хотя, не думаю, что этот клапан совсем уж одномерен и там есть только этот аспект.

Что интересно: по-видимому, похожий образ жизни изобретался и в позднем СССР. Ну и отчуждение в союзе тоже было. Это объясняет прекрасную цитату из Олега Дивова: "Мы уехали из СССР, а попали в СССР".

социология

Previous post Next post
Up