На следующее утро в
Севастополе Дима уже чувствовал себя хорошо. Мы окрестили хворь, которой мы по очереди переболели, крымчанкой. И, теперь уже все здоровые, поехали в Бахчисарай. Мы там уже были
в прошлый раз и нам понравилась особая атмосфера старого татарского города, поэтому решили вернуться, а заодно посмотреть что-то новенькое. Например, нас заинтересовали лавандовые поля, которые есть в Бахчисарайском районе. В интернете мы легко нашли координаты таких полей и поехали к одному из них - в поселке Тургеневка.
Мы не знали, где именно поле, поехали наобум и увидели его случайно, не спрашивая местных. У подъезда к полю уже образовалась небольшая парковка, на которой стояли сплошь машины из других регионов. Рядом у своей будочки сидел сторож и сообщал всем, что лаванду рвать нельзя, только фотографировать. Но, судя по всему, все приехали именно для необычных фотографий.
Крымские лавандовые поля выглядят не так, как их братья из Прованса, если судить по фотографиям из инстаграма. То ли в инстаграме повально фотошопят все поля Прованса, то ли середина июля - уже слишком поздно, чтобы любоваться лавандой, то ли наши поля почему-то не дотягивают до заморских. Во-первых, по полю разбросаны какие-то желтые сорняки. Впрочем, они даже симпатичные, но нарушают целостность картины. А во-вторых, лаванда какая-то бледная. Но пахнет хорошо.
Обычно мы так не делаем, но в Бахчисарае мы снова остановились в том же отеле под названием «Бахитгуль» (по имени хозяйки). Он оформлен в татарском стиле и каждый угол, каждая стена здесь ухожены и чем-нибудь украшены так, что этот отель сам по себе можно назвать достопримечательностью, своеобразным музеем татарской культуры.
Благодаря расположению на холме, из окон и террас отеля виден старый город.
Что касается номеров, они здесь бывают и достаточно стандартные, выглядящие по-европейски, но мы хотели именно татарский, как в прошлый раз.
В этот приезд мы еще открыли для себя бассейн под навесом из виноградных листьев.
У татар принято кушать на таких топчанах, только стол прямоугольный и побольше. Именно такие есть во всех местных кафе. Минус топчанов в том, что некуда девать ноги, но ради экзотики мы все терпели, а Варе так вообще было удобно. Обедали мы в первый день в татарском кафе «Алие» (впрочем, кафе здесь практически все татарские), где мы были
в прошлый приезд, хотя, как вы уже поняли, мы обычно так не делаем.
Кафе и гостиница нас не разочаровали, но вот что сразу взбесило - это зазывалы, о которых мы уже успели забыть в Севастополе. В центре Бахчисарая проблемы с парковками, и многочисленные зазывалы криками и жестами пытаются пригласить вас на их парковку. Другие хотят зазвать в кафе. Третьи - на джип-тур. Четвертые - во все эти места одновременно. А главное, они такие приставучие, что многие так просто не отстают и начинают с вами спорить. «Ну и что, что вы на своей машине? Зато у нас экскурсия/вы там не проедете». Господа, мы везде проедем и всю информацию прочитаем в интернете, нам хочется так, оставьте нас в покое! Конечно, в марте 2016-го такого не было, тогда спокойствие и тишину татарского городка нарушали только пение петухов и голос муллы из минаретов.
У Бахчисарайского дворца было гораздо больше людей, чем тогда. К счастью, экскурсия еще слишком свежа в нашей памяти, и мы туда не пошли во второй раз.
Мы просто прогулялись по городу.
И у меня в этот приезд появилось любимое здание из тех, которые выглядят не в татарском стиле. Оказалось, угловой дом прямо за памятником Пушкину - это здание бывшего дворянского собрания, построенное в начале ХХ века. Сейчас в нем расположился ЗАГС - на мой взгляд, прекрасное место для регистрации брака! А Пушкин стоит посреди Бахчисарая не потому, что он - «наше всё», а потому что он здесь реально был. В 1820 году, будучи в южной ссылке, поэт устроил себе тур по Крыму и на два века раньше нас с Димой посетил Керчь (где гора Митридат и руины Пантикапея его не сильно впечатлили), Феодосию (следуя морем из которой поэт увидел скалу Золотые ворота в Коктебеле и потом нарисовал ее на полях рукописи «Евгения Онегина»), Гурзуф, Симферополь и, конечно, Бахчисарай, без которого не было бы одной из моих любимых пушкинских поэм - «Бахчисарайский фонтан».
Остальные строения Бахчисарая совсем не похожи на это здание. Но тем нам и нравится этот город: архитектуры в стиле классицизм и барокко хватает и в Кировской области, а вот узкие извилистые улочки с увитыми зеленью обшарпанными домиками из известнякового кирпича - это уже местный колорит.
Интересно просто гулять по переулкам в стороне от главной улицы, наслаждаться тишиной и необычной атмосферой Бахчисарая.
Вот так, гуляя, мы случайно набрели на невзрачный дом, в котором останавливался на несколько дней Александр II во время Крымской войны. Сейчас это здание находится на территории школы.
А еще прямо посреди жилых кварталов мы нашли один любопытный и даже загадочный объект - гробницу «Эски-Дюрбе». Она очень старая и мало изучена, и кто там был похоронен - никто не знает. Есть только устные легенды о том, что здесь похоронили некоего бея, который владел долиной еще до основания Бахчисарая. Его называют Дере-бей, то есть «князь долины», однако письменных подтверждений его существованию нет. Предположительно гробница была построена в XIV веке, раньше Ханского дворца.
Под куполом в кладку вмонтированы голосники - специальные керамические сосуды, целями которых было улучшение акустики, поглощение внешних шумов и уменьшение веса конструкции. Этот приём не характерен для мусульманской архитектуры. Хоть материалом для здания и послужил местный желтый известняк, но выглядит оно нетипично для Крымского ханства, и ученые видят здесь руку армянского мастера.
Практически отовсюду видна главная природная достопримечательность Бахчисарая - так называемые Бахчисарайскеи сфинксы, или Сфинксы Каралезской долины. Это известняковые глыбы, по сути - столбы выветривания, каких во всей долине насчитывается 14 штук, высота столбов - до 15 метров. К ним можно подняться, но пишут, что не из Бахчисарая, а из поселка Танковое. Хотя зрительно кажется, что можно и подняться вверх из Бахчисарая. Но точно сказать не могу - мы не пробовали.
В наших же планах было посещение пещерного города. Пещерных городов в Бахчисарайском районе много, причиной тому служат удобные для создания пещер известняковые породы. В прошлый раз мы были в Чуфут-Кале, я слышала восторженные отзывы о Мангуп-Кале, но почему-то выбрала для этого приезда
Эски-Кермен - к нему легла душа.