Что может заставить вас встать в субботу в 5.30 утра? Меня вот немногие вещи. Например, осуществление детской мечты. Давным-давно, еще до школы, в городе
Аксае мой теперь уже покойный дедушка рассказывал, что Дон начинает свое течение в парке далекого города
Новомосковска, и он там узенький, как ручеек. Сложно было поверить, что наш широкий Дон, который, как мне казалось, невозможно переплыть, может быть маленьким ручейком. Название города я запомнила на всю жизнь. Много я поездила к своим 24 годам и успела увидеть и дельту Дона по пути в
Таганрог, и тихий Дон в станице
Вешенской, и неглубокий Дон в районе Троекурово, и синюю полоску у Задонска, и узкую речушку под
Воронежем. И вот настал момент добраться до самого истока.
Вот зачем встал Дима в 5.30 утра - это понятно. Он встал ради меня и только, потому что не Бог весть какая это достопримечательность - ручеек в парке. И Тулу смотреть он тоже не особо хотел, но если уж ехать в Новомосковск, то стоит уж захватить и областной центр. И эта готовность везти меня ни свет ни заря в особо не примечательный город еще раз подтверждает, что рядом со мной именно тот самый человек.
Тот самый человек, как обычно, перед поездкой все рассчитал и распечатал подборку электричек и автобусов, схемы двух городов и короткое описание достопримечательностей. Мы встали, положили в сумку заготовленные с вечера бутерброды, оделись и поехали до платформы "Серп и молот", оттуда дошли до станции "Москва Товарная" и сели на электричку до Тулы. На дворе стояла мерзопакостная погода: слякоть, холод и никакого намека на весну. В электричке включили отопление почему-то уже после половины пути. Мы то мерзли, то засыпали.
"Станция - город-герой Тула" - с гордостью объявил записанный женский голос. Мы с Димой прикинули, в скольки городах-героях мы уже побывали. Оказалось, примерно в половине. Но нигде еще не приходилось слышать таких объявлений в поездах.
В Туле было немного теплее, чем в скромно молчащей о своем геройстве Москве. По крайней мере, почти не было никаких следов снега. В каждом ларьке у вокзала на прилавках лежали пряники. Чтоб уж точно не забыть, что мы в Туле.
Мы пошли по Красноармейскому проспекту. Тротуар был разделен на две части белой полосой, что означало велодорожку - символ прогрессивного города. Во многих местах на тротауре белели толстые пружины велопарковок - пока, конечно, пустых хотя бы в силу погоды.
Город оказался застроенным преимущественно советскими многоэтажками, и глаз по пути ни за что не цеплялся. Вскоре мы дошли и до старой части города. Но она была совсем небольшая и многие старинные дома, хоть и были снабжены табличками с указанием года постройки, архитектора и бывшего владельца, но находились в совсем заброшенном состоянии. Зато прямо напротив кремля за собором возвышалась огроменное стеклянное здание: там был ЗАГС и вроде как торговый центр.
Кремлевские стены показались нам невысокими, но похоже, что они со временем частично осели под землю. Перед входом стояла схема кремля на русском и английском, где был заявлен, в том числе, туристический центр. Мы зашли, особенно заинтересованные туристическим центром.
Но Тульский кремль поразил нас в первую очередь своей пустотой. Посередине располагался Успенский собор с недавно восстановленной колокольней.
Мемориальная доска на колокольне отмечала, что восстановлена она была не абы когда, а при президенте Путине.
За колокольней была огорожена строительная площадка, где, судя по всему, еще только возводились объекты, указанные на схеме, в том числе и туристический центр. Все остальную же часть территории занимал просто вымощенный плиткой и засаженный молодыми деревцами пустырь.
Рядом с кремлем был Музей самоваров. Дима еще дома выбирал, в какой из музеев нам пойти: пряников, самоваров или оружия. Мы особо не интересовались ничем из вышеперечисленного, но нужно же было ознакомиться с предметами гордости Тулы, и мы пошли к самоварам.
Взрослый билет стоил 100 руб., а экскурсия - целых 750 руб., и мы решили посмотреть на самовары самостоятельно. Но перед нами удачно зашла группа школьников, и мы потихоньку ходили за ними и слушали рассказы экскурсовода про формы самоваров, строгие порядки на самоварной фабрике Фоминых, традиции чаепития и прочее. Нельзя сказать, что было супер как интересно, но в целом ничего. Я впервые увидела сахарную голову и теперь, что называется, прояснилось: а то читаешь, бывает, в какой-нибудь старой книжке про эти пресловутые сахарные головы и представляешь не пойми что. Мне еще понравились маленькие детские самоварчики.
Мы вышли из музея. Дима предложил пойти к реке Упе, посмотреть на набережную. Я согласилась, потому что считаю, что если не посмотрел реку, на которой стоит город, то города не видел. Мы прошли через улицу старинных домов, потом через тот самый Тульский оружейный завод, основанный еще Петром I.
На другой стороне дороги возвышалось сооружение, которое я сначала приняла за цирк. Оказалось, это новое здание Музея оружия, построенное в виде шлема.
А река Упа нас разочаровала. Набережной не было никакой вообще, к обрывистым грязным берегам заросшей тиной речки вообще было не пройти. Мы развернулись и пошли обратно: искать обед.
Дима хотел обязательно поесть не в Макдональдсе или Сабвэе, а в местном кафе, и чтобы оно было недорогим. Мы зашли в пиццерию "Подкрепицца". Мы заказали пиццу на двоих, по супу и чайничек чая. Подсчитали сумму: вышло 550 руб. В кафе был приятный интерьер и полочка для буккроссинга - еще один модные атрибут вроде велодорожки. А после еды нам принесли счет, и в нем оказался приятный сюрприз: скидка 20% благодаря какой-то временной акции. Дима остался от кафе в полном восторге и решил, что это его самое яркое впечатление от Тулы. Мы пошли на автовокзал.
По пути увидели на здании "Газпрома" обратный отсчет до Дня Победы и порадовались. На самом деле, это было не единственным упоминанием о Победе: в городе местами встречались и другие плакаты, а слова "город-герой" как будто срослись с названием Тула почти повсеместно.
Мы дошли до автовокзала, купили билеты и сели в микроавтобус. Чуть больше часа в пути - и мы приехали в
Новомосковск.