Модник обязан быть суетлив \\ Евтушенко

Apr 02, 2017 10:13

Оригинал взят у marss2 в У верблюда славы два горба
По поводу свежепреставленного.
Надо понимать, что Евтушенко был не просто успешным конъюнктурным стихослагателем, это был выдающийся в своем роде образец умения держать нос по ветру, нарифмовывая актуальное.
Для проливающих слезы по осиротевшей русской литературе образчик творчества покойного.
Стихотворение 1987 года.
Кто запамятовал, именно в то время Горбачев объявил охоту на Сталина и разоблачение репрессий.
Честное перо большого поэта не могло не откликнуться:
"...Якир с пьедестала протянет
гранитную руку стране.
Поставим памятник всем,
кто азбуку революции
пальцем с выдранным ногтем
дописывали на стене!
Памятники грядущего,
вы сами на нас наступаете.
Я слышу чугунную поступь.
Я слышу бронзовый глас.
Не может быть перестройки
без перестройки памяти
и без постройки памятников
тем, кто построил нас.
Сейчас ваше время, памятники,
время мрамора честного.
Ото всего оболганного
навек отлипает грязь,
и скрипка когда-то раздавленная
маршала Тухачевского
срастается по кусочкам,
мраморной становясь!"
Если бы старик протянул чуть дольше, уверен, он бы - в той же мнимо простоватой манере правдоруба - воспевал нового кумира, прораба грядущей перестройки Алексея Навального. Не успел.

Евгений Александрович - и это важное свойство для всякого деятеля культуры, мечтающего вырваться со станции Зима в Переделкино, а потом и Оклахому - умел угадывать победителей и оказываться с ними поблизости. Так что - если у ААН выгорело бы - кто знает, кто знает...

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1909005542676087&id=100006999798912

===================================
На эту тему Евгений Нефедов хорошо написал когда-то: В трёх сосняках…
"А любил я Россию - всею кровью, хребтом,
Её реки в разливе, и когда подо льдом,
Дух её пятистенок, дух её кедрача,
Её Пушкина, Стеньку и её Ильича".
(ранняя редакция)

"Дух её пятистенок, дух её сосняков,
Её Пушкина, Стеньку и её стариков".
(поздняя редакция)
Евгений ЕВТУШЕНКО

Заплутал я, похоже, в кедрачах-сосняках…
Я любил - но кого же? - в этих пылких стихах.

И я думаю снова, ужасаясь подчас:
Ильича - но какого? Их же двое у нас!

Значит, что-то другое? Не Сергеич ли вдруг?
И Сергеичей - двое! Замыкается круг…

Николаичей - тоже. ("Архитектор" - второй).
Так кого же я всё же - больше жизни порой?

Было двое их, каждых, в обожанье моём.
Но любовь тогда - как же? Неужели… втроём?

Нет, любил я того лишь, чья сильна была власть…
Может, Виссарионыч - моя тайная страсть?

Он без пары, сердешный, как вокруг погляжу.
И я думаю, грешный… Но, подумав, скажу,
Что любил я все годы, то борясь, то скорбя,
Ни того, ни другого - а родного себя!
=====================

Вообще, один из самых странных литераторов, что появились в СССР. Вроде и писал порой захватывающе - в 1950-е, однако послевкусие от его творчества было не особо приятное.
А современной России он никогда не принадлежал, был постсоветским американским человеком. Его принадлежность - к СССР; Союз скончался и он сразу истончился и как будто исчез.

был одним из символов этой эпохи - московский мажор, придворный фигляр, родился в Сибири (СССР), умер в Талсе (США).

Своеобразный символ советской эпохи - не самый лучший, будем откровенны.

Я не мог поверить, что он живой. И не из-за возраста. Ну какой, к дьяволу, возраст у него был. Просто человек НАСТОЛЬКО принадлежал своей эпохе, что было непонятно, как это она его не забрала с собой.

бешенная популярность Евтушенко в СССР - для меня вообще загадка.. По-че-му??? ведь были же тогда хорошие поэты, тот же Константин Ваншенкин, которые писали хорошие стихи ,а не "конвейерное буриме" (с)
по-моему Евтушенко и Быков явления одного и того же порядка с поправкой на время. Это не в обиду одному и не в похвалу другому. Простая констатация
Евтушенко был не простодушный ретранслятор настроений и веяний эпохи, а весьма хитрожопый. Подтверждений этому тьма

Модный поэт. Разрешённый властями "бунтарь", других не было. Бродского при этом вообще не знали, а Высоцкий стал моден попозже.
Принято считать, что ранние его стихи хорошие. Ну, да, прикольные, хотя тоже не богвестьчто, на мой взгляд. Поздние - так просто конъюнктура как у Солженицына, вообще отстой.
он был просто конъюнктурщиком, но чётко в меру - колебался только с линией партии, при том всегда изображая "бунтаря", но ОБЯЗАТЕЛЬНО в меру, просто для реноме.
он не "искренним коммунистом" был, а искренне и легко впитывающим всю современную моду и государственную агитацию человеком.
Как и положено любому художнику и поэту, собственно.
Но сам он об этом не думал, а если бы думал - то не понял бы. Это особенность всех артистов. Если он родился и жив в США - то был бы таким же "истинным и романтичным капиталистом", в царские времена - монархистом (хотя, впрочем, может и "модным" декабристом).

Он жил там, где ему было удобнее. При Хрущёве - Брежневе у него был неограниченный денежный кредит от государства, потом кредит закончился. Удобнее стало жить на Западе
ну вот и там-то он никаким коммунистом и не был; в крайнем случае модным на Западе "леваком".
Ой, да ну какая там "травля"?! Это просто "делали оппозиционное реноме" для модности. Вы ж понимаете - если он постоянно торчал то в США, то в Западной Европе - ни о какой "травле" речь идти не могла==========================================
В конце советской эпохи про Евтушенко часто говорили, что он слишком моден и слишком суетлив, - и очень точно говорили.
Модник обязан быть суетлив, если не хочет остаться вне моды.
Евтушенко моду чувствовал естеством мальчишки, которого волна подняла наверх и который сам стал диктовать правила поведения на волне. Он любил моду
Можно сказать, это мода отблагодарила Евтушенко за верность

И очень рад, что Пазоллини не взял его играть роль Христа в своём фильме, ибо актёром он был отвратительный, я б не выдержал этот невроз, самомнение и выпученные глаза на экране, хотя и самого Пазоллини тоже не очень люблю.
С детства не любил нарочито актерское, "с выражением", "донесением до зрителя" -- чтение им своих стихов. Всегда виделась в этом чудовищная, нестерпимая фальшь.

В 93 он гастролировал, выступал в помещении Львовского цирка. В центре арены, в каком-то цветастом пиджаке, ворот рубашки поверх пиджака, перстень с тракторную гайку с любимым камнем падишаха..

В последний раз я общался с Евгением Евтушенко перед Новым годом, в пансионате "Сосны" где Виталий Манский должен был показывать свой фильм про Северную Корею. А потом вместе смотрели фильм.
Примерно через четверть часа после начала он заснул, и спал как-то очень страшно - закинув голову, открыв рот и не двигаясь. У меня тогда еще мелькнула мысль: не помер ли?
Потом было обсуждение кино, он его активно обсуждал

у Евгения Александровича было, конечно, свойство произносить врезающиеся в память фразы. Не только «Поэт в России больше, чем поэт» или "Хотят ли русские войны".

В ушах звучит его голос:

«Не пейте водку! Вы не представляете, сколько талантливых людей я похоронил из-за водки. Пейте только красное вино!»

«Вы читали мою последнюю поэму? Ну как же так? Ей во всем мире восхищаются - везде, кроме России».

«Все говорят мне: что ты живешь в Америке? Но никто не сделал больше для России, чем я!»

«Вот вы работаете в сфере образования - что вы сделали для того, чтобы мои стихи вошли в школьную программу?»

"Вы знаете, кто самая великая актриса? Это Инна Чурикова! Упущение России, что она не сделала ее знаменитой по всему миру".

«А Бродский будет гореть в аду за все, что он сделал».

«Выкладывайте уже все начистоту! Я же вижу, что у вас лисёнок за пазухой!»

«Запомните на всю жизнь, что я вам говорил!»

И вот ещё что вызывает нечто вроде уважения.

Своей предсмертной просьбой "похоронить где-нибудь рядом с Пастернаком" Евтушенко ДО КОНЦА ВЫДЕРЖАЛ СТИЛЬ.

Тут уж - - -
.=============================================================
.
для достойного среднего уровня он неплох, но в этом нет ничего особенного
У меня он как-то вообще никаких эмоций никогда не вызывал.
Да, слегка раздражало его завышенное самомнение, но для писателей и поэтов это нормально, тоже ничего плохого нет, а при его известности - и странного ничего в этом нет.

Повторяю, - но и плохого тоже ничего не могу сказать. Нет эмоций на его счёт.
При том, кстати, для своего поколения - я даже много читал его стихотворений, как ни странно. Так что неплохо знаю. И ритм 60-х он отчасти уловил, так что для среднего уровня даже неплох.
Начать с того, что полно песен на его стихи - от Клавдии Шульженко до Аллы Пугачёвой. Ну и потом - у меня вот в памяти самые разные строчки, хотя не скажу, что они мне нравятся - даже не понимаю почему их помню - типа "Как ни крутите, ни вертите, - существовала Нефертити". Ничего особенного, но помню со своего детства, хоть оно и было в конце 80-х.

В конце-концов Евтушенко не политик, не философ и т.д., поэтому политико-идеологически он и не должен был мыслить - и не мыслил.
Равнодушие тут явно в другом значении. Просто эмоций не вызывает человек никаких, и всё.
мне Братская ГЭС - показалась оччень расчетливо сделаной, - ну как издевались Ильф и Петров над "актуалньыми литераторами" - так-с, еврейский вопрос - отразил, теперь про 37 год -отразил, про ребилитанс - тоже, сейчас про молодежь и твист - тоже отразим, а щас - надо для властей - вставим про великого Ленина.. Примерно так школьники сочинения писали "Марь-Иванна , нормально или еще патриотизма вставить?"

В 1991 когда Егорушка Гайдар отпустил цены - в книжных магазинах еще оставвались старые советские книжки (потом их видимо списали), но они стали стоить копейки..
И я купил на скромные студенческие грОши два собрания сочинений - советских поэтов Константина Ваншенкина и Николая Старшинова.. До сих пор считаю это одной из самых удачных книжных покупок.
они писали стихи по другому - видно ,что автору пришла в голову его личная мысль, он ее высказывает , а когда все сказано -замолкает..
И я понял что имели в виду учителя литературы когда ругали за переписанные из учебника тезисы и требовали "собственные мысли".. Потому что у Евтушенки вот именно нету своих мыслей ,а есть бесконечное переписывание интеллегентских святцев
========================================

Евтушенко давно пережил свою поэтическую славу. Один редактор показывал мне книгу с дарственной надписью
"Защитнику поэзии, NN

От вселенской пошлости Евтушенко".
Неудачно соединенные "вселенская пошлость" и фамилия дала повод для шуток. Уместных ли, неуместных.
Пока он жил в шестидесятые, было принято восхищаться им. В двухтысячные - посмеиваться. Над безвкусными рубахами, над стихами, над самопиаром, над жизнью. Слишком длинной для поэта.

Я впервые увидела его по телевизору. Праздновали юбилей. Был большой концерт. Помню, меня удивили две вещи. Как у такого дедушки может быть такой маленький сын, почти мой ровесник.
И - как здорово старенький дедушка читает стихотворение "Мы карликовые березы". Это был удивительный перформанс во время которого Евтушенко сам скрючивался, заваливался набок, изображая березу.
Потом я взяла в библиотеке его книгу и меня удивило другое. Стихотворение с эпиграфом, рассказывающим, что в сибири есть такой обычай: перед свадьбой жена моет ноги мужу и потом пьет воду.
"Он все врет. Не было такого обычая. И станции Зима тоже нет. И вообще, Евтушенко- врун. Но у него хорошая память", - сказала учительница, когда я принесла ей книгу, чтобы поделиться.
Уже став журналистом, я слышала от него много невероятных историй. Его любимые - про дружбу с Сальвадором Дали, как тот называл его Еухенио и что-то там про муравьеда, которого Дали грозился то ли сжечь на красной площади, то ли заставить смотреть, как кого-то сжигают.
А еще - о танкисте, погибшем в Чехословакии с книгой "Шоссе энтузиастов" в нагрудном кармане. Пуля пробила книгу насквозь, пробила шоссе к сердцу солдата.
С жаром и энтузиазмом он умел пересказывать в сто миллионный раз, как в первый.
Монтировал речи и выступления из этих историй, шинкуя их кусочками покрупнее или помельче.
Из-за этой механистичности интервью звучали зачастую не очень искренне.
Но его невероятная энергия, бьющая во время разговора, удивляла и производила больше впечатления, чем фантастические знакомства с Дали, с Нерудо, с Пастернаком.

Он не пренебрегал никем. И этой любовью к поклонникам и журналистам походил на Майкла Джексона.
 Второй раз я увидела его вживую в Москве на презентация поэмы "Дора Франко". Огромного роста, невероятно худой, шатаясь и тяжело шаркая гигантскими кроссовками, похожими на боты водолаза, он еле-еле дошел до стола, за которым должен был вести вечер. И преобразился, будто в него вставили энерджайзер. Серые глаза - засветились. Голос окреп. Руки, не выдерживающие тяжести перстней, перестали дрожать. Бодро и без устали он прочел длиннющую поэму - как свои "карликовые березы" много лет назад.
 Меня так удивило это преображение, что вспомнились строки из Гашека. "Умер Мачек, умер. На столе бедняжка. Вы ему сыграйте, а он еще попляшет".
В случае с Евтушенко - нужно было не играть, а собрать аудиторию.

Как и на челябинском вечере, он снова отвечал на вопросы каждому, даже нелепой старухе с красными губами в синем платке, которая спросила какую-то ерунду и все зашикали на нее.

Наверное, это внимание и непренебрежение ко всем и ко всему - было в нем самым удивительным и самым ценным. Пусть даже это входило в часть каждодневных хлопот по поддержанию мифа о самом себе. Он никогда не отказывал в комментариях.

В последние годы он любил подолгу говорить с журналистами по телефону. Жаловался на то, что забор перед его музеем в переделкино упал, а чинить приходится на свои деньги. Переживал за судьбу картин и даров, собранных в галерее.
Широкий человек. Может быть, слишком.

вот это все - определяется одним словом: суетность. человек в 80 и даже в 70 лет достойно выглядит, когда живет в уединении и размышляет о вечном, а не дарит себя всем старухам, не открывает театров, читая старые стихи. и кто, скажите на милость, должен чинить ему забор?! Неруда?!

https://www.facebook.com/eugenia.korobkova/posts/1326484597411300
=================================

Однажды в прошлой жизни, когда мне было еще только 17 лет, я поехал на Селигер.
Не в качестве участника, а просто на уикенд - это важное уточнение. Владимир Табак и Maxim Perlin тогда отвечали за литературную часть творческой смены и привозили на форум Евгения Александровича Евтушенко.
Приехав и освоившись, поэт быстро догадался, что на юных селигеровцах можно подзаработать.
Жребий ассистента в торговле почему-то пал на меня - требовалось ВСЕГО ЛИШЬ стоять в поле на 30-градусной жаре и продавать его книги.
В качестве награды он обещал мне 10% от продажи.
Не то чтобы дело было в деньгах, я тогда был первокурсником журфака и Евтушенковселял в меня нечто похожее на благоговение.

Но обещание стало действенным мотиватором. Всего я продал томиков стихов, кажется, на 50 тысяч рублей - деньги по тем временам немалые. Это стало очевидно по тому, как просиял поэт, услышав мой отчет.
Увы, нас с литературной величиной разделяли шесть десятков лет и бездны опыта - что обещанного мне не видать, я понял только после того, как рассчитался с ним и удостоился лишь благосклонного кивка.
Я не на шутку обиделся, ибо сумма гонорара за приезд Евтушенко уже тогда приводила в шок весь форум.
Но стоять 4 часа на солнце, продавая книги, и ничего за это не получить - это не про меня.
Через пару часов, вернувшись с обеда, Евгений Александрович решил пересчитать свои деньги, оставленные в домике организаторов, и начал уверять нас, что чего-то не хватает.
Все решили, что у него проблемы с математикой или вообще старческий маразм и совсем не придали этому значения.
Было, конечно, немного стыдно, но я был безумно счастлив - мои честно отработанные и нечестно полученные пять тысяч находились там, где и должны были быть.

Покойтесь с миром, Евгений Александрович, и простите меня.
Пять тысяч закончились давно, но история о том, как я обокрал Евтушенко- бесценна.

знаменитости

Previous post Next post
Up