И лишь поклонники кровавого тирана, которым совестливый и рукопожатный человек не подаст руки, осмеливаются распространять клеветнические факты, будто Сталин и Советская власть об инвалидах заботились.
Оригинал взят у arteschool в Манипуляции сознанием. История Был такой художник Геннадий Добров, кстати, заслуженный художник России. Известен он, в том числе и своими карандашными рисунками - это портреты фронтовиков. Он и выполнены крайне реалистично. Черно-белые рисунки передают человеческую трагедию - боль людей, ставших инвалидами в результате войны. Но многие лица полны мужества. На иных улыбка сильных людей, даже в своем состоянии сохранивших волю к жизни, умеющих продуктивно трудиться. Я помню эту серию. Ее показывали раньше детям, с одной стороны, чтобы подчеркнуть ужасы войны, с другой, чтобы показать силу характера людей…
Но помните психологический фильм-эксперимент Соболева «Я и другие», где демонстрируется, как одно и то же изображение получает различный смысл в зависимости от предложенного контекста. Одна и та же фотография подается зрителям то как потрет ученого, то как портрет преступника. И зритель начинает собственное чтение характера, точнее не чтение, а домысливание, обусловленное контекстом, - изображенный на портрете то кажется полным благородства и ума, то зловещим персонажем.
Рисунки Геннадия Доброва оказались в такой же роли. Мы привыкли видеть в них человеческие судьбы, опаленные войной. Блоггер http://exidna-i.livejournal.com/530620.html, а за ним и другие, например, http://avdeev-roman.livejournal.com/259981.html?view=8529037#t8529037 разместили текст, сделавший талантливые работы свидетельством преступлений, достойных Гаагского трибунала, заставивших тысячи людей почувствовать ненависть к стране, в которой они родились и стыд за свой народ. И всего-то дело было в контексте. «Всмотритесь в эти лица», - написали блоггеры и сопроводили рисунками текст про высылку инвалидов войны в дома инвалидов. «Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо-ша спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее», - написал автор.
И как иначе заиграли рисунки! Они вдруг стали свидетельствами кровавого преступления. И мало кто обратил внимание, что на самом первом изображении, размещенном в тексте, был, например, человек без рук и ног - «человек-конверт», проживший в интернате 29 лет! Это очень немало. Очень немало, ведь просто при лежании без движения даже у обычного у пациента образуются пролежни - предтеча очень опасных состояний, могущих, если человека оставить без должного ухода, убить его - в некоторых случаях для этого хватит нескольких недель.
Но каков прием! Как блестяще использован контекст! Как рисунки, созданные с целью показать трагедию страшной Войны стали обвинением тем людям, кто заботился об инвалидах этой войны…[Spoiler (click to open)] Хорошо были устроены дома инвалидов или плохо? Или можно было устроить их лучше? Этот отдельный разговор. Но насколько просто направить ум человека на определенный путь, используя самые простые выразительные средства - вот о чем надо задуматься. Вот, что надо знать, чтобы сохранять ясность ума, не попадаясь на простые, в общем-то, уловки манипуляторов…
Кстати, про сам дом инвалидов на Валааме, к которому авторы притянули размещенные выше рисунки, а также про то, где начинается и заканчивается легенда про "Валаамскую фабрику смерти", можно прочитать здесь: http://ihistorian.livejournal.com/287254.html PS из комментариев к перепосту: Date: Октябрь, 21, 2013 19:10 (UTC) Отслеживать (Ссылка) сегодня нашел СТИХИ ИЗ ПЛАНШЕТА ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТА ИОНА ДЕГЕНА
СОСЕДУ ПО КОЙКЕ.
Удар болванки... Там... Когда-то... И счет разбитым позвонкам Ведет хирург из медсанбата. По запахам и по звонкам Он узнает свою палату. Жена не пишет. Что ж, она... Такой вот муж не многим нужен. Нашла себе другого мужа. Она не мать. Она - жена. Но знай, Что есть еще друзья В мужском содружестве железном. И значит - раскисать нельзя. И надо жить И быть полезным.