Деннис Макдональд и синоптическая проблема. Ч.2

Nov 27, 2013 18:20

Даже в античности читали видели определённые параллели между Евангелием от Луки и сочинением Папия. Оба текста содержат истории о прощении грешницы(Лк. 7:36-50), имеют указания на мученическую смерть Иакова, брата Иоанна( Деян. 12:1-2), повествуют о смерти Иуды Искариота не как о суициде, а как о наказании Божьем, постигшем его на собственном ( Read more... )

синоптическая проблема, библеистика

Leave a comment

illusoryshadow November 27 2013, 22:50:33 UTC
Я Вам еще не надоел? Тогда можно вопрос:
"
Второй вариант, по мнению автора книги, также маловероятен, потому что Евсевий ссылается на знание Папием евангелий от Матфея и Марка, 1-го послания Петра и 1-го послания Иоанна, если бы Папий что-нибудь писал об Евангелии от Луки или цитировал его, то Евсевий несомненно упомянул бы об этом.
"

По-моему, тут прокол в аргументации. Если бы Евсевий увидел сходство текстов Луки и Папия (безотносительно того, в какую сторону в действительности шло заимствование), то он бы, конечно, объявил бы это цитатами из Луки у Папия.
Т.е., этот довод применим к третьему и второму варианту в равной степени: если бы Папий цитировал Луку или Лука Папия, то Евсевий упомянул бы об этом.
Нет?

Мне кажется, что Евсевий мог просто не заметить сходства - текст о грешнице легко спутать с текстом другого синоптика, падение о сатане с неба - сравнительно мелкое замечание, а Деяния Евсевий мог и не помнить в деталях.

Reply

nikkonov November 28 2013, 06:49:12 UTC
* Если бы Евсевий увидел сходство текстов Луки и Папия ( ... )

Reply

illusoryshadow November 28 2013, 16:14:10 UTC
\он взял лишь некоторые элементы, никогда прямо не цитируя текст Папия(что логично, если автор евангелия выдавал себя за человека, писавшего задолго до Папия).\
А что ему угрожало? Это бы приняли за цитаты Луки у Папия.
Например, у св. Игнатия Богоносца в Смирн. 3 сравнительно "прямое" цитирование Луки; если Игнатий пострадал во времена Траяна (что, кажется, общепризнанно), то "Псевдо-Лука" Макдональда (писавший в 120е) должен был и у него украсть цитату.
Но никто же не говорит: "Смотрите, Лука цитирует Игнатия".

Или у св. Климента Римского в Первом послании гл. 13 говорит прощать, как вам будет прощено и пр. - это почти точное цитирование Лк., а с Мф. только отдаленное сходство.
Опять же, либо Климент цитирует Луку, или "Псевдо-Лука" обокрал Климента, разжившись почти точной цитатой, и не постыдился.

Или МакДональд это потом разбирает?

Reply

nikkonov December 2 2013, 06:37:41 UTC
Извиняюсь за задержку с ответом, был занят.

Дело в том, что Макдональд видит работу Луки как опровержение работы Папия. То есть. Лука создавал альтернативное изложение слов Иисуса и событий, происходивших в христианских общинах I века. Потому, несмотря на концептуальное сходство, работы Папия и Луки так отличаются друг от друга.

Что касается цитат у мужей апостольских. Проблема в том, что в большинстве случаев никаких цитат вообще нет, дореволюционные переводы вовсю занимались гармонизацией "цитат" под тексты Нового Завета. Думаю, что я напишу отдельный пост об использовании текстов НЗ в сочинениях апостольских мужей.
Плюс, конечно, всегда можно сослаться на то, что мужи апостольские использовали устную традицию или, например, Q, который использовали Матфей и Лука.

Reply

illusoryshadow December 2 2013, 07:32:26 UTC
\Что касается цитат у мужей апостольских. Проблема в том, что в большинстве случаев никаких цитат вообще нет, дореволюционные переводы вовсю занимались гармонизацией "цитат" под тексты Нового Завета ( ... )

Reply

nikkonov December 2 2013, 07:38:32 UTC
*Если они использовали Q, это не объясняет, почему текст ближе к Луке, чем Матфею*

Потому что Лука ближе к тексту Q, чем Матфей:)Так и у Макдональда и в стандартной версии 2DH.

*Автор отрицает мейнстримную датировку, а значит, должен провести довольно много работы для обоснования всего этого - как мне кажется*

Главная проблема Макдональда не в датировке( далеко не он один датирует Луку-Деяния так поздно), а в том, как он её использует. Какую роль она играет в его решении синоптической проблемы. Всё это я постараюсь разобрать в следующих частях моей рецензии.

Reply

illusoryshadow December 2 2013, 08:23:39 UTC
\Главная проблема Макдональда не в датировке( далеко не он один датирует Луку-Деяния так поздно)\
Мне казалось, что поздняя датировка Луки - устаревшая точка зрения. М.б., лет 50 назад думали, как Макдональд, но последнее время я что-то не слышал.

Reply

nikkonov December 2 2013, 08:36:39 UTC
* что поздняя датировка Луки - устаревшая точка зрения. М.б., лет 50 назад думали, как Макдональд, но последнее время я что-то не слышал*

Как раз в последнее десятилетие такая точка зрения активно продвигается некоторыми библеистами. Последняя такая работа была издана буквально в прошлом месяце и представляет собой сборник статей, посвящённый бэкграунду и датировке Луки-Деяний. http://www.amazon.com/Acts-Christian-Beginnings-Seminar-Report/dp/1598151355

Reply

nikkonov December 2 2013, 07:58:45 UTC
Кстати, если датировка Макдональда действительно не мейнстримная, то его представления о первых цитатах из Луки явный мейнстрим. Вот, например, цитата из классической работы: "the earliest external evidence for Luke can be dated no earlier than the activity of Marcion and Justin in the mid second-century, which means that it must have been written in some form by c 140" Andrew Gregory,The Reception of Luke and Acts in the Period before Irenaeus: Looking for Luke in the Second Century, WUNT 2.169 (Tubingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 2003)p. 353.

Reply

illusoryshadow December 2 2013, 08:22:22 UTC
C другой стороны, см.: "the reception and interpretation of the lucan ascension of christ..." Justin A. Mihoc.

Он признает, что очевидного цитирования нет, но альтернативой считает только "влиятельное устное предание". Если это принять, то заимствование у Папия становится просто лишним, раз у нас все равно есть "устное предание".

Reply

nikkonov December 2 2013, 08:31:55 UTC
* то заимствование у Папия становится просто лишним, раз у нас все равно есть "устное предание".*

Макдональд полагает, что заимствование имеет концептуальный характер, то есть, что связь Папия и Луки проявляется в основном в том, как эти работы различны(он считает, что Лука создавал альтернативу Папию), а не в том, как они схожи.

*см.: "the reception and interpretation of the lucan ascension of christ..." Justin A. Mihoc.*

Мужам апостольским там посвящено всего 4 страницы, а основной вывод заключается в том, что в повествование о Вознесении в какой-то форме существовало и до Евангелия от Луки. Это бесспорно, на мой взгляд.

Reply

illusoryshadow December 2 2013, 08:36:09 UTC
\Макдональд полагает, что заимствование имеет концептуальный характер, то есть, что связь Папия и Луки проявляется в основном в том, как эти работы различны\
А, тогда понятно.

Reply

illusoryshadow November 28 2013, 16:20:26 UTC
Конечно, есть еще 1 Тим.5:18 с прямой цитатой из Луки с вводом: "так говорит Писание". Насколько мне известно, современные библеисты объясняют это каким-то безумным образом, типа, это перифраз Сенеки или что-то такое.

Reply

nikkonov December 2 2013, 07:32:54 UTC
Никаким безумным образом это объяснять не нужно:). Можно сказать, что автор 1Тим. писал после 120 года или же автор 1Тим. цитировал Q или вписал в цитату из Втор. то, что он знал из устной традиции или из Q.

Reply

illusoryshadow December 2 2013, 08:13:22 UTC
Можно. Но странно, что и "автор 1 Тим.", и Маркион так прокололись и приняли за подлинное Евангелие текст, которого они даже в юности не знали. Причем Маркион еще счел его единственно подлинным.

\цитировал Q\
Странно, что Лк. точно процитировал Q, а Мф. нет.

\или вписал в цитату из Втор. то, что он знал из устной традиции или из Q.\
Но сказав "так говорит Писание".

Reply

nikkonov December 2 2013, 08:23:16 UTC
*Но странно, что и "автор 1 Тим.", и Маркион так прокололись и приняли за подлинное Евангелие текст, которого они даже в юности не знали.*

Ничего странного в этом нет. Научной критики текстов тогда ещё не существовало. А отношение к евангельским текстам как к Писанию как раз берёт своё начало от эпохи Маркиона.

*Но сказав "так говорит Писание".*

О Второзаконии. А так называемая "цитата" из Луки это уже комментарий.

Reply


Leave a comment

Up